САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Отвага любить

Нина КАТАЕВА





Французов любят на Московском фестивале. Вот и в этом году Приз зрительских симпатий достался ленте Лорана Тирара «Мольер» (приз жюри «За лучшую мужскую роль» – Фабрису Лукини). Фильмом закрытия стала картина Клода Лелуша «Железнодорожный роман», а одним из событий – новая лента Франсуа Озона «Ангел».



Таинственный Озон

«Ангел» – первый фильм Франсуа Озона («Под песком», «8 женщин», «Бассейн», «Время прощания»), снятый за пределами Франции. Экранизацию романа Элизабет Тейлор об английской романистке начала ХХ века режиссер снимал в Англии. О героине своей Энджел, которая живет в придуманном мире и чрезвычайно популярна у публики, сказал так: «Я влюбился в этот персонаж, как только прочитал роман. Предвестница феминизма, Энджел решает развивать свой талант, чтобы превзойти мужчин. Но в то же время она не перестает лелеять мечты о прекрасном принце, в какой-то момент останавливается в развитии и – терпит крах. Мне пришлось внести в роман изменения, потому что героиня производила чудовищное, но очень яркое впечатление – карлица с чертами лесбиянки, была очень интересна, и отказаться от нее было невозможно. Я улучшил внешность Энджел, потому что люди охотнее сочувствуют тем, кто красив и преуспевает в жизни. Все же кино базируется на зрительском удовольствии. Но Энджел – не лучший пример для подражания именно потому, что живет на облаке.
К сожалению, у творцов часто появляется желание жить в придуманном мире, но это губительный путь, он ведет к разрухе».
В фильме «Ангел» Озон в третий раз, после картин «Под песком» и «Бассейн», снял известную английскую актрису Шарлоту Рэмплинг. Как выяснилось, подружились они еще на съемках фильма «Под песком», съемки которого шли со скрипом, в съемочной группе появились недовольные, и им пришлось «дружить» против всех. Так что у них была возможность увидеть друг друга в разных ситуациях. К слову сказать, на эту роль Озон мог взять и 30-, и 40-летнюю актрису, но пригласил Шарлотту, потому что хотел показать, что и 50-летняя женщина может жить полноценной жизнью. «Любовь, которую показываем на экране, может быть разной – эстетской, на уровне ощущений, окончательный образ ее возникает не сразу…»
Франсуа Озон – чемпион по сбору призов за свои фильмы. Демонстрирует по этому поводу некоторое пренебрежение. И все потому, что боится «остановиться в развитии, соблазнившись наградами». «Получишь все премии, а дальше что? Впасть в эйфорию подобно творческой смерти». Именно поэтому после успешных
«8 женщин» он не стал снимать что-то подобное.
В этом году режиссеру исполняется 40 лет, но выглядит он, как юноша, и производит впечатление очень мягкого человека. Каков же Франсуа на съемочной площадке? «Жесток и деспотичен, – отвечает сам режиссер. – Могу и в домостроевца превратиться, особенно когда рядом много женщин. Кино я снимаю, можно сказать, в состоянии транса, волевыми усилиями. Необходимо их проявлять, иначе ничего не получится». Актер Майкл Фассбендер подтвердил, что Озон, конечно же, не похож на монстра, это человек ироничный, с чувством юмора, но очень строгий. На съемочной площадке у него особо не разгуляешься.
На вопрос, какая слава для него предпочтительнее – прижизненная или в вечности, режиссер ответил, что хотел бы быть известным и «до» и «после».

«Новые» мужчина и женщина

Клод Лелуш («Жизнь, любовь, смерть», «Жить, чтобы жить», «Да здравствует жизнь!», «Отвага любить», «Мужчина и женщина») отметил в Москве своеобразный юбилей. Полвека назад 19-летним юношей он снял здесь первую короткометражку на съемках фильма «Летят журавли». Подружился с Михаилом Калатозовым и посодействовал тому, чтобы его фильм показали в конкурсе Каннского фестиваля. Как известно, фильм «Летят журавли» получил тогда «Золотую пальмовую ветвь»…
Создателю «Мужчины и женщины», конечно, задали вопрос об эволюции взаимоотношений полов в ХХ столетии. Режиссер признался, что «Железнодорожный роман» снят «на дистанции от «Мужчины и женщины». Зная, что мужчина в любой момент может предать ее, потому что не хочет нести ответственность ни за что, современная женщина вынуждена играть двойную роль в обществе.
В «Железнодорожном романе» я сделал попытку проследить за этими изменениями в отношениях людей». И надо сказать, что грустно наблюдать за «новыми» отношениями двоих на экране. Думается, молодая актриса Одри Дана выразила мнение многих женщин, заявив на пресс-конференции, что для нее в принципе не существует мужского идеала. Ни в истории, ни в современности.
Клод Лелуш, как и Эмир Кустурица, приверженец авторского кино. «В последнее время в мире главным заказчиком стало ТВ.
В результате очень плохих фильмов не стало, но и откровений не прибавилось. С момента рождения в 1885 году кино является для людей источником, из которого можно черпать универсальную «память человечества». В сущности, оно еще младенец – что такое 115 лет в истории искусства?! Очень короткий отрезок времени. Так что будем оптимистами – у нас еще все впереди. Именно поэтому я хочу снимать только такое кино, какое снимал всегда. И если сегодня удачным считается фильм, который посмотрели 10 процентов мирового населения, то, верьте, у нас еще наступит полный успех, когда лучший фильм увидят все».
О героине Фанни Ардан, также известной романистке, которая, будучи разоблачена в том, что живет за счет литературного негра, сводит счеты с жизнью, сказал: «Если бы я оказался на ее месте, сделал бы то же самое».
И продолжил: «Писатели ищут своих персонажей в жизни, в моих фильмах такие тоже встречаются. Режиссер 24 часа в сутки должен быть готов к тому, что его посетит вдохновение. Так что я постоянно нахожусь в рабочем режиме. В каждом моем фильме, а их 41, рассказывается история любви. Но многие из современных любовных историй воплотить на экране я бы не смог. Не люблю плохие концы. Хочу оставлять людям надежду».

Из музыки и слов

«Создаю свои фильмы из картин, музыки, слова. Без этих стихий, а главное, без любви творить невозможно. Особенно большую роль играет в моих фильмах музыка. По сути, это всегда персонаж. Считаю, что важнее говорить с сердцами людей, чем с разумом. На показе «Железнодорожного романа» в Каннах зрители устроили мне овацию: «Lelouch, come in back!» Думаю, их проняла наша музыка (композиторы Жильбер Беко и Алекс Жоффрэ)...
Молодым скажу одно – не бойтесь рисковать. Не умеете рисковать – идите снимать для ТВ. Доверяйте своему видению окружающего мира, без этого в кино ничего не получится. И работа с актерами должна быть «историей любви». Как в настоящей любви, этот роман имеет свои периоды. Сегодня мы с моими актерами влюблены друг в друга, и я хотел бы, чтобы это продолжалось и дальше». Слушая это, актеры Доминик Пинон и Одри Дана цвели улыбками.
Героиня Одри Дана – деревенская девушка, работающая в городе парикмахершей. У Лелуша поинтересовались, как он относится к противостоянию города и деревни. «Деревенские жители понимают природу, наверное, потому горожане считают их инопланетянами. А вот горожане вряд ли смогут жить долго вблизи природы, в деревне. Горожане поверхностны, им не грозит единение с природой… Но при этом они свысока смотрят на деревенских: мол, не такие богатые, не такие красивые, не умеют как надо заниматься любовью… Но вся эта фальшь отпадает при первых искренних контактах с деревенскими людьми…»
Клод Лелуш сыплет афоризмами: «Брак – идеальное убийство любви», «Бог – главный серийный убийца» (по сюжету «Желдорромана», убийца сбегает из тюрьмы), «Бог – самый великий режиссер на свете»… Режиссера попросили пояснить высказывания. И все оказалось просто. «Кто, как не Бог, сказал мэтр, режиссирует великую драму с участием 6 млрд человек на земном шаре?! И в каждого вселяет надежду, заранее уготовив ему печальный финал…» Вот так и выяснилось, с какой степенью остроты автор «Мужчины и женщины» переживает мысль о том, что земная жизнь – конечна…

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также