Отвага любить
Французов любят на Московском фестивале. Вот и в этом году Приз зрительских симпатий достался ленте Лорана Тирара «Мольер» (приз жюри «За лучшую мужскую роль» – Фабрису Лукини). Фильмом закрытия стала картина Клода Лелуша «Железнодорожный роман», а одним из событий – новая лента Франсуа Озона «Ангел».
Таинственный Озон
«Ангел» – первый фильм Франсуа Озона («Под песком», «8 женщин», «Бассейн», «Время прощания»), снятый за пределами Франции. Экранизацию романа Элизабет Тейлор об английской романистке начала ХХ века режиссер снимал в Англии. О героине своей Энджел, которая живет в придуманном мире и чрезвычайно популярна у публики, сказал так: «Я влюбился в этот персонаж, как только прочитал роман. Предвестница феминизма, Энджел решает развивать свой талант, чтобы превзойти мужчин. Но в то же время она не перестает лелеять мечты о прекрасном принце, в какой-то момент останавливается в развитии и – терпит крах. Мне пришлось внести в роман изменения, потому что героиня производила чудовищное, но очень яркое впечатление – карлица с чертами лесбиянки, была очень интересна, и отказаться от нее было невозможно. Я улучшил внешность Энджел, потому что люди охотнее сочувствуют тем, кто красив и преуспевает в жизни. Все же кино базируется на зрительском удовольствии. Но Энджел – не лучший пример для подражания именно потому, что живет на облаке.
К сожалению, у творцов часто появляется желание жить в придуманном мире, но это губительный путь, он ведет к разрухе».
В фильме «Ангел» Озон в третий раз, после картин «Под песком» и «Бассейн», снял известную английскую актрису Шарлоту Рэмплинг. Как выяснилось, подружились они еще на съемках фильма «Под песком», съемки которого шли со скрипом, в съемочной группе появились недовольные, и им пришлось «дружить» против всех. Так что у них была возможность увидеть друг друга в разных ситуациях. К слову сказать, на эту роль Озон мог взять и 30-, и 40-летнюю актрису, но пригласил Шарлотту, потому что хотел показать, что и 50-летняя женщина может жить полноценной жизнью. «Любовь, которую показываем на экране, может быть разной – эстетской, на уровне ощущений, окончательный образ ее возникает не сразу…»
Франсуа Озон – чемпион по сбору призов за свои фильмы. Демонстрирует по этому поводу некоторое пренебрежение. И все потому, что боится «остановиться в развитии, соблазнившись наградами». «Получишь все премии, а дальше что? Впасть в эйфорию подобно творческой смерти». Именно поэтому после успешных
«8 женщин» он не стал снимать что-то подобное.
В этом году режиссеру исполняется 40 лет, но выглядит он, как юноша, и производит впечатление очень мягкого человека. Каков же Франсуа на съемочной площадке? «Жесток и деспотичен, – отвечает сам режиссер. – Могу и в домостроевца превратиться, особенно когда рядом много женщин. Кино я снимаю, можно сказать, в состоянии транса, волевыми усилиями. Необходимо их проявлять, иначе ничего не получится». Актер Майкл Фассбендер подтвердил, что Озон, конечно же, не похож на монстра, это человек ироничный, с чувством юмора, но очень строгий. На съемочной площадке у него особо не разгуляешься.
На вопрос, какая слава для него предпочтительнее – прижизненная или в вечности, режиссер ответил, что хотел бы быть известным и «до» и «после».
«Новые» мужчина и женщина
Клод Лелуш («Жизнь, любовь, смерть», «Жить, чтобы жить», «Да здравствует жизнь!», «Отвага любить», «Мужчина и женщина») отметил в Москве своеобразный юбилей. Полвека назад 19-летним юношей он снял здесь первую короткометражку на съемках фильма «Летят журавли». Подружился с Михаилом Калатозовым и посодействовал тому, чтобы его фильм показали в конкурсе Каннского фестиваля. Как известно, фильм «Летят журавли» получил тогда «Золотую пальмовую ветвь»…
Создателю «Мужчины и женщины», конечно, задали вопрос об эволюции взаимоотношений полов в ХХ столетии. Режиссер признался, что «Железнодорожный роман» снят «на дистанции от «Мужчины и женщины». Зная, что мужчина в любой момент может предать ее, потому что не хочет нести ответственность ни за что, современная женщина вынуждена играть двойную роль в обществе.
В «Железнодорожном романе» я сделал попытку проследить за этими изменениями в отношениях людей». И надо сказать, что грустно наблюдать за «новыми» отношениями двоих на экране. Думается, молодая актриса Одри Дана выразила мнение многих женщин, заявив на пресс-конференции, что для нее в принципе не существует мужского идеала. Ни в истории, ни в современности.
Клод Лелуш, как и Эмир Кустурица, приверженец авторского кино. «В последнее время в мире главным заказчиком стало ТВ.
В результате очень плохих фильмов не стало, но и откровений не прибавилось. С момента рождения в 1885 году кино является для людей источником, из которого можно черпать универсальную «память человечества». В сущности, оно еще младенец – что такое 115 лет в истории искусства?! Очень короткий отрезок времени. Так что будем оптимистами – у нас еще все впереди. Именно поэтому я хочу снимать только такое кино, какое снимал всегда. И если сегодня удачным считается фильм, который посмотрели 10 процентов мирового населения, то, верьте, у нас еще наступит полный успех, когда лучший фильм увидят все».
О героине Фанни Ардан, также известной романистке, которая, будучи разоблачена в том, что живет за счет литературного негра, сводит счеты с жизнью, сказал: «Если бы я оказался на ее месте, сделал бы то же самое».
И продолжил: «Писатели ищут своих персонажей в жизни, в моих фильмах такие тоже встречаются. Режиссер 24 часа в сутки должен быть готов к тому, что его посетит вдохновение. Так что я постоянно нахожусь в рабочем режиме. В каждом моем фильме, а их 41, рассказывается история любви. Но многие из современных любовных историй воплотить на экране я бы не смог. Не люблю плохие концы. Хочу оставлять людям надежду».
Из музыки и слов
«Создаю свои фильмы из картин, музыки, слова. Без этих стихий, а главное, без любви творить невозможно. Особенно большую роль играет в моих фильмах музыка. По сути, это всегда персонаж. Считаю, что важнее говорить с сердцами людей, чем с разумом. На показе «Железнодорожного романа» в Каннах зрители устроили мне овацию: «Lelouch, come in back!» Думаю, их проняла наша музыка (композиторы Жильбер Беко и Алекс Жоффрэ)...
Молодым скажу одно – не бойтесь рисковать. Не умеете рисковать – идите снимать для ТВ. Доверяйте своему видению окружающего мира, без этого в кино ничего не получится. И работа с актерами должна быть «историей любви». Как в настоящей любви, этот роман имеет свои периоды. Сегодня мы с моими актерами влюблены друг в друга, и я хотел бы, чтобы это продолжалось и дальше». Слушая это, актеры Доминик Пинон и Одри Дана цвели улыбками.
Героиня Одри Дана – деревенская девушка, работающая в городе парикмахершей. У Лелуша поинтересовались, как он относится к противостоянию города и деревни. «Деревенские жители понимают природу, наверное, потому горожане считают их инопланетянами. А вот горожане вряд ли смогут жить долго вблизи природы, в деревне. Горожане поверхностны, им не грозит единение с природой… Но при этом они свысока смотрят на деревенских: мол, не такие богатые, не такие красивые, не умеют как надо заниматься любовью… Но вся эта фальшь отпадает при первых искренних контактах с деревенскими людьми…»
Клод Лелуш сыплет афоризмами: «Брак – идеальное убийство любви», «Бог – главный серийный убийца» (по сюжету «Желдорромана», убийца сбегает из тюрьмы), «Бог – самый великий режиссер на свете»… Режиссера попросили пояснить высказывания. И все оказалось просто. «Кто, как не Бог, сказал мэтр, режиссирует великую драму с участием 6 млрд человек на земном шаре?! И в каждого вселяет надежду, заранее уготовив ему печальный финал…» Вот так и выяснилось, с какой степенью остроты автор «Мужчины и женщины» переживает мысль о том, что земная жизнь – конечна…