Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Бронепоезд просит огня

В этом году историко-культурному комплексу «Линия Сталина», что под Минском, исполняется пятнадцать лет. «СВ» узнало, за что его так любят иностранцы и какие сюрпризы здесь готовят ко Дню Победы

Бронепоезд-11.jpg
Эффектный паровоз, пыхтящий клубами дыма, выглядит как новенький. А на самом деле он ветеран - отвоевал на железнодорожных фронтах Великой Отечественной войны. ФОТО: Алексей Вазмитинов.

«ЖАЛКО ТАКУЮ КРАСОТУ ПОД ПАНЦИРЕМ ПРЯТАТЬ»

- По головному танку противника - огонь! - выкрикивают наводчики орудийной башни новоиспеченной железнодорожной бригаде, то есть туристам.

Те в ответ с трясущимися от волнения руками стреляют по танку и не верят своим глазам: немецкий Panzer III загорается! Даже самые современные спецэффекты в кино на фоне таких экскурсий блекнут.

С недавнего времени на Линии Сталина можно услышать стук колес и гудок паровоза - на железнодорожную станцию Советская прибывает раритет, настоящий участник Великой Отечественной с четырьмя бронированными вагонами. Во время войны такие непробиваемые поезда действительно ходили по белорусской земле. Один из них даже вел бои неподалеку от современного историко-культурного комплекса.

Туристы даже не догадываются, что на Линии Сталина имеется свой мини-завод по реставрации и восстановлению военной техники. Работают на нем всего четыре человека: Александр Микалуцкий, Владимир Якушев и двое его сыновей - Максим и Алексей. Почти семейное дело!

- Сделали копию один-в-один, - поясняет Алексей Якушев. - До последней мелочи, до размещения заклепок. Броню крепили тремя тысячами болтов. Чтобы ввинтить каждый, надо было трижды просверлить сталь толщиной 10 - 15 мм.

- Первым делом собрали броневагон с танковыми башнями 1942 года. Это ПЛ-42, «платформа легкая», - рассказывает о трудах «бригады» директор историко-культурного комплекса «Линия Сталина» Александр Метла. - Потом построили «платформу тяжелую» - ПТ-33. Сделали все в точности по чертежам, которые нам прислали из Коломны, с завода, где собирали этих «грозных ребят» в годы войны. А вот паровоз подлинный, 1933 года выпуска. Прошел всю войну, проработал 35 лет, потом стоял в Кричеве. Его отреставрировали, и теперь он на ходу. Такой красивый получился, что жалко было его под панцирем прятать. Вот и решили так оставить.

Как же бронепоезд без брони? Для воссоздания подлинного вида решили пригнать еще один паровоз и уже его полностью зашить в металл.

Бронепоезд-22.jpg

За полтора часа на Линии Сталина и с зенитками научат обращаться, и экспресс-курс по стрельбе из пулеметов проведут. ФОТО: Алексей Столяров.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр МЕТЛА, исполнительный директор историко-культурного комплекса «Линия Сталина»:

- В последние годы проблема исторической правды стоит особенно остро. Увы, случается, когда переводчики, привозя иностранные группы, вместо того чтобы переводить слова нашего экскурсовода, говорят все, что им самим вздумается. И чем дальше от нас Победа в Великой Отечественной войне, тем больше мифов вокруг нее появляется.

Вместе с тем огромное количество иностранцев, особенно из постсоветских республик, едут к нам с детьми и внуками со словами: «Посмотри, как на самом деле сражались советские солдаты». Люди устали от фейков и перекраивания прошлого, им нужны факты.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЛИНИЯ

Уникальность экскурсий на Линии Сталина в том, что ты по умолчанию становишься не свидетелем, а полноценным участником событий. Тут даже охранники одеты в советскую военную форму середины 1930-х годов. Не говоря уже о гидах.

- Все входные проемы занижены для устойчивости, поэтому ноги поднимаем, голову опускаем. Кто зацепит - двадцать приседаний! - то ли в шутку, то ли всерьез предупреждает командир-экскурсовод Диана Стороженко.

Мы находимся в артиллерийском полукапонире 1932 года. Над головами - бетонный потолок в 1,1 метра, под ногами примерно такой же пол, а стены и того толще - целых 1,5 метра.

- Теперь представьте, что таких сооружений было около семи тысяч от Карельского перешейка до Черного моря. В каждом доте - по несколько пушек и пулеметов. Это и была так называемая Линия Сталина, - рассказывает Диана.

До наших дней от грандиозного фортификационного комплекса уцелела лишь пара сотен дотов. Правда, почти все заброшены, найти их сложно, а пробраться внутрь проблематично. И только под Минском их можно увидеть «при полном параде». Внутри, кроме оружия и боеприпасов, есть радиостанция, генератор для выработки электроэнергии и даже фильтровентиляционная установка на случай химической атаки. Единственными уязвимыми местами были лишь амбразуры, из которых, собственно, и палили орудия. Но после каждого выстрела они прикрывались 800-килограммовой бронеплитой.

Туристам проделать эту манипуляцию не предлагают. А вот зарядить «косу смерти» - пожалуйста. Оригинальная 76-миллиметровая дивизионная пушка 1902 года, верой и правдой служившая в обеих мировых войнах, весело постукивает, когда мальчишки обступают ее со всех сторон.

Чтобы их спутницы не скучали, им предлагает другое развлечение:

- Не стесняемся, подходим к перископу и исследуем местность на наличие противника, - говорит Диана. - Между прочим, в Полоцком укрепрайоне были сформированы полностью дамские гарнизоны, готовые самостоятельно вести бой.

Выбираясь из артиллерийского полукапонира, окунаемся во фронтовую атмосферу. Прыгаем в самые настоящие окопы и пытаемся пробраться к следующему доту незамеченными.

Во втором доте туристов ждут легендарные пулеметы системы Хайрема Максима в советской вариации. В народе - просто «Максим».

- Оружие скорострельное, из-за этого быстро перегревалось и клинило. Поэтому требовало воды - для охлаждения. В полевых условиях достать ее не проблема, но если вы ведете бой из «бетонной коробки», то к речке не набегаешься. Для дотов продумали автоматическую систему, где вода циркулировала по кругу. Целая инженерная система, - поясняет экскурсовод.

ВЗЯЛИСЬ ЗА СТАРОЕ

В этом музее находится крупнейшая выставка военной техники в Беларуси. И за пятнадцать лет существования экспозиция выросла в несколько раз. Можно целый день потратить на одно только разглядывание легендарных экземпляров - от «Т-34» и «Катюш» до авиации периода войны в Афганистане и баллистических ракет. Но самое любопытное: многие редкие экземпляры танков и машин из здешней коллекции на ходу.

Некоторые машины приходится восстанавливать буквально с нуля, по одним лишь чертежам. Местные умельцы делают это настолько хорошо, что даже бывалые историки зачастую не могут отличить их работы от оригинала.

- Сами удивляемся своей дотошности, - смеется Владимир Якушев. - Но останавливаться не собираемся. Совсем скоро гараж комплекса пополнит новенький немецкий бронеавтомобиль Sd. fz. 222.

- Не работа, а мечта! Все мальчишки в детстве собирают конструктор. Это то же самое, только детали побольше, - говорит Александр Микалуцкий.


Справка СВ

Линия Сталина - этот грандиозный комплекс оборонительных сооружений строили с 1928 по 1939 год вдоль западной границы СССР. Протяженность - 1835 км. По задумке в случае войны она должна была сдержать противника на пятнадцать дней - именно столько отводилось на мобилизацию Красной Армии. Однако в сентябре 1939-го границы СССР изменились, и решили возводить новую оборонительную систему - Линию Молотова, но до войны не успели. Старая линия была законсервирована, а новая не достроена. Тем не менее на отдельных участках летом и осенью 1941-го шли ожесточенные бои. Например, оборону на Киевском укрепрайоне удалось продержать с 11 июля по 19 сентября.

Подобные оборонительные сооружения строили во многих странах. В Финляндии была Линия Маннергейма, во Франции - Мажино, в Германии - Зигфрида, в Греции - Метаксаса и другие. Любопытный факт: советская линия была вообще без названия. Имя Сталина ей присвоили европейские журналисты.