САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Софья Арсеньева

Бронепоезд просит огня

В этом году историко-культурному комплексу «Линия Сталина», что под Минском, исполняется пятнадцать лет. «СВ» узнало, за что его так любят иностранцы и какие сюрпризы здесь готовят ко Дню Победы

Бронепоезд просит огня
Эффектный паровоз, пыхтящий клубами дыма, выглядит как новенький. А на самом деле он ветеран - отвоевал на железнодорожных фронтах Великой Отечественной войны. ФОТО: Алексей Вазмитинов.

«ЖАЛКО ТАКУЮ КРАСОТУ ПОД ПАНЦИРЕМ ПРЯТАТЬ»

- По головному танку противника - огонь! - выкрикивают наводчики орудийной башни новоиспеченной железнодорожной бригаде, то есть туристам.

Те в ответ с трясущимися от волнения руками стреляют по танку и не верят своим глазам: немецкий Panzer III загорается! Даже самые современные спецэффекты в кино на фоне таких экскурсий блекнут.

С недавнего времени на Линии Сталина можно услышать стук колес и гудок паровоза - на железнодорожную станцию Советская прибывает раритет, настоящий участник Великой Отечественной с четырьмя бронированными вагонами. Во время войны такие непробиваемые поезда действительно ходили по белорусской земле. Один из них даже вел бои неподалеку от современного историко-культурного комплекса.

Туристы даже не догадываются, что на Линии Сталина имеется свой мини-завод по реставрации и восстановлению военной техники. Работают на нем всего четыре человека: Александр Микалуцкий, Владимир Якушев и двое его сыновей - Максим и Алексей. Почти семейное дело!

- Сделали копию один-в-один, - поясняет Алексей Якушев. - До последней мелочи, до размещения заклепок. Броню крепили тремя тысячами болтов. Чтобы ввинтить каждый, надо было трижды просверлить сталь толщиной 10 - 15 мм.

- Первым делом собрали броневагон с танковыми башнями 1942 года. Это ПЛ-42, «платформа легкая», - рассказывает о трудах «бригады» директор историко-культурного комплекса «Линия Сталина» Александр Метла. - Потом построили «платформу тяжелую» - ПТ-33. Сделали все в точности по чертежам, которые нам прислали из Коломны, с завода, где собирали этих «грозных ребят» в годы войны. А вот паровоз подлинный, 1933 года выпуска. Прошел всю войну, проработал 35 лет, потом стоял в Кричеве. Его отреставрировали, и теперь он на ходу. Такой красивый получился, что жалко было его под панцирем прятать. Вот и решили так оставить.

Как же бронепоезд без брони? Для воссоздания подлинного вида решили пригнать еще один паровоз и уже его полностью зашить в металл.

Бронепоезд просит огня

За полтора часа на Линии Сталина и с зенитками научат обращаться, и экспресс-курс по стрельбе из пулеметов проведут. ФОТО: Алексей Столяров.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр МЕТЛА, исполнительный директор историко-культурного комплекса «Линия Сталина»:

- В последние годы проблема исторической правды стоит особенно остро. Увы, случается, когда переводчики, привозя иностранные группы, вместо того чтобы переводить слова нашего экскурсовода, говорят все, что им самим вздумается. И чем дальше от нас Победа в Великой Отечественной войне, тем больше мифов вокруг нее появляется.

Вместе с тем огромное количество иностранцев, особенно из постсоветских республик, едут к нам с детьми и внуками со словами: «Посмотри, как на самом деле сражались советские солдаты». Люди устали от фейков и перекраивания прошлого, им нужны факты.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЛИНИЯ

Уникальность экскурсий на Линии Сталина в том, что ты по умолчанию становишься не свидетелем, а полноценным участником событий. Тут даже охранники одеты в советскую военную форму середины 1930-х годов. Не говоря уже о гидах.

- Все входные проемы занижены для устойчивости, поэтому ноги поднимаем, голову опускаем. Кто зацепит - двадцать приседаний! - то ли в шутку, то ли всерьез предупреждает командир-экскурсовод Диана Стороженко.

Мы находимся в артиллерийском полукапонире 1932 года. Над головами - бетонный потолок в 1,1 метра, под ногами примерно такой же пол, а стены и того толще - целых 1,5 метра.

- Теперь представьте, что таких сооружений было около семи тысяч от Карельского перешейка до Черного моря. В каждом доте - по несколько пушек и пулеметов. Это и была так называемая Линия Сталина, - рассказывает Диана.

До наших дней от грандиозного фортификационного комплекса уцелела лишь пара сотен дотов. Правда, почти все заброшены, найти их сложно, а пробраться внутрь проблематично. И только под Минском их можно увидеть «при полном параде». Внутри, кроме оружия и боеприпасов, есть радиостанция, генератор для выработки электроэнергии и даже фильтровентиляционная установка на случай химической атаки. Единственными уязвимыми местами были лишь амбразуры, из которых, собственно, и палили орудия. Но после каждого выстрела они прикрывались 800-килограммовой бронеплитой.

Туристам проделать эту манипуляцию не предлагают. А вот зарядить «косу смерти» - пожалуйста. Оригинальная 76-миллиметровая дивизионная пушка 1902 года, верой и правдой служившая в обеих мировых войнах, весело постукивает, когда мальчишки обступают ее со всех сторон.

Чтобы их спутницы не скучали, им предлагает другое развлечение:

- Не стесняемся, подходим к перископу и исследуем местность на наличие противника, - говорит Диана. - Между прочим, в Полоцком укрепрайоне были сформированы полностью дамские гарнизоны, готовые самостоятельно вести бой.

Выбираясь из артиллерийского полукапонира, окунаемся во фронтовую атмосферу. Прыгаем в самые настоящие окопы и пытаемся пробраться к следующему доту незамеченными.

Во втором доте туристов ждут легендарные пулеметы системы Хайрема Максима в советской вариации. В народе - просто «Максим».

- Оружие скорострельное, из-за этого быстро перегревалось и клинило. Поэтому требовало воды - для охлаждения. В полевых условиях достать ее не проблема, но если вы ведете бой из «бетонной коробки», то к речке не набегаешься. Для дотов продумали автоматическую систему, где вода циркулировала по кругу. Целая инженерная система, - поясняет экскурсовод.

ВЗЯЛИСЬ ЗА СТАРОЕ

В этом музее находится крупнейшая выставка военной техники в Беларуси. И за пятнадцать лет существования экспозиция выросла в несколько раз. Можно целый день потратить на одно только разглядывание легендарных экземпляров - от «Т-34» и «Катюш» до авиации периода войны в Афганистане и баллистических ракет. Но самое любопытное: многие редкие экземпляры танков и машин из здешней коллекции на ходу.

Некоторые машины приходится восстанавливать буквально с нуля, по одним лишь чертежам. Местные умельцы делают это настолько хорошо, что даже бывалые историки зачастую не могут отличить их работы от оригинала.

- Сами удивляемся своей дотошности, - смеется Владимир Якушев. - Но останавливаться не собираемся. Совсем скоро гараж комплекса пополнит новенький немецкий бронеавтомобиль Sd. fz. 222.

- Не работа, а мечта! Все мальчишки в детстве собирают конструктор. Это то же самое, только детали побольше, - говорит Александр Микалуцкий.


Справка СВ

Линия Сталина - этот грандиозный комплекс оборонительных сооружений строили с 1928 по 1939 год вдоль западной границы СССР. Протяженность - 1835 км. По задумке в случае войны она должна была сдержать противника на пятнадцать дней - именно столько отводилось на мобилизацию Красной Армии. Однако в сентябре 1939-го границы СССР изменились, и решили возводить новую оборонительную систему - Линию Молотова, но до войны не успели. Старая линия была законсервирована, а новая не достроена. Тем не менее на отдельных участках летом и осенью 1941-го шли ожесточенные бои. Например, оборону на Киевском укрепрайоне удалось продержать с 11 июля по 19 сентября.

Подобные оборонительные сооружения строили во многих странах. В Финляндии была Линия Маннергейма, во Франции - Мажино, в Германии - Зигфрида, в Греции - Метаксаса и другие. Любопытный факт: советская линия была вообще без названия. Имя Сталина ей присвоили европейские журналисты.



ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Вячеслав Володин: разрешение Киеву на дальнобойное оружие подтверждает, что против РФ воюет НАТО

Разрешение США и их союзников применять Украине дальнобойное оружие западного производства по нашей стране ещё раз подтверждает, что против России воюет НАТО, заявил Вячеслав Володин. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также