Свободная импровизация
За недолгое время своего существования клуб этот уже успел всерьез заявить о себе масштабным джазовым фестивалем, проходившим в феврале – марте этого года. Примечательно, что клуб «Союз композиторов» не имеет никакого отношения к Союзу композиторов России, расположенному в том же здании.
Это скорее альтернативная площадка, где проходят события неакадемического формата, в которых импровизация занимает не меньшее место, чем композиция. С другой стороны, здесь звучит музыка, не характерная для среднестатистических клубов Москвы.
На этот раз вниманию публики были представлены разноплановые концерты – от танцевального джаза до тромбонного авангарда. Причем все иностранные хедлайнеры приехали в Россию впервые. Это квартет польского саксофониста Мачея Щикалы, трио французского пианиста Франка Весте, группа «Месье Дюбуа» из Нидерландов, трио американского барабанщика Эла Фостера, американский тромбонист Рассуэлл Радд.
– Идея фестиваля состоит в том, чтобы показать многообразие стилей в рамках джаза, – сказал художественный руководитель проекта и арт-директор клуба саксофонист Олег Киреев. – Лишь один концерт выпадает из общей стилистики – это авангард Рассуэлла Радда и московской группы «Второе приближение». Я люблю свободную импровизационную музыку этих авторов, и надо сказать, что такой музыке у нас в стране отдают большее предпочтение, считая, что она открывает новые горизонты. Но, к сожалению, 99 процентов пространства в этом жанре остается полем для шарлатанства. Если же говорить о современном высокопрофессиональном джазе, в особенности о мейнстриме, то там уже никого не обманешь, все видно, все лежит на поверхности. Для меня всегда было важно наличие мелодии, композиции и драматургии. Все это есть у великих – у Лестера Янга, Каунта Бэйси…
Олег Киреев – один из первых, кто начал играть этноджаз у нас в России. На предыдущем фестивале «Союз композиторов» он со своим «Экзотик-бэндом» исполнял этнический джаз с участием монгольских и австралийских инструментов. Но на втором фестивале это был в основном джазовый мейнстрим – авторские композиции Киреева разного времени: «Блюз для знакомства», «Предчувствие весны», «Что такое любовь», «Чайнатаун», «Песня для моего брата», «Татарский танец». И все же в какой-то момент Киреев не удержался и в перерыве между композициями спел ни к чему, впрочем, не обязывающую импровизацию «из совсем другой программы»: несколько фраз традиционным горловым пением, распространенным во многих регионах Востока и Севера – от Тибета до Якутии и до сих пор интригующим пресыщенный Запад.