14 Января 2020 года / Текст:  Евгения Заболотских / К номеру: 2  (883)

Карен Шахназаров: Миллион костюмов хранили, как на овощебазе

Известный режиссер рассказал «СВ» о подарке к 95-летию «Мосфильма», воскрешении старых картин и законопослушных зрителях

Карен Шахназаров: Миллион костюмов хранили, как на овощебазе

Создатель «Мы из джаза» и «Зимнего вечера в Гаграх» убежден, что пленочные фильмы нужно сберечь для будущего. Фото: Евгений Асмолов/ТАСС

...НАКОНЕЦ ПОСТРОИЛИ

- Карен Георгиевич, если говорить об итогах прошедшего киногода, что бы выделили?

- Сильно разочарован лауреатами прошедших кинофестивалей. Не увидел ничего такого, про что мог бы сказать, что произвело впечатление. Думаю, мировое кино вообще переживает серьезный художественный кризис. И Россия тут не в лучшей ситуации. Но наша миссия остается прежней - производить высококачественное кино.

- Что же тогда назовете самым важным за 2019-й?

- Для меня это то, что к юбилею «Мосфильма» закончили два грандиозных объекта. Современный Дом костюма и реквизита, а также киноконцертный павильон.

- Это вы как гендиректор киностудии говорите...

- Сами посудите, с середины прошлого века подобное строительство не велось. Последний раз в 50-е годы. Тогда создали второй и третий блоки «Мосфильма». Старый Дом костюма находился в ужасном здании. Его построили по проекту овощебазы, и он был, конечно, не приспособлен для хранения уникальной коллекции из миллиона костюмов, предметов мебели, реквизита.

- В массовом сознании «Мосфильм» будто бы государственная киностудия. Неужели на эти и другие проекты ни копейки не получили «сверху»?

- «Мосфильм» работает как рыночное предприятие и из государственного бюджета ничего не получает. Ни на проекты, ни на зарплаты. Делаем все исключительно за счет средств, которые зарабатываем, и на протяжении достаточно долгого количества лет удается сохранять рентабельность.

ПЛЕНКА МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

- Для создания фильмов хватает средств?

- Да, четыре картины у нас в производстве. И еще выступаем в роли сопродюсеров «Большущей охоты», «Паркета» Саши Миндадзе, «Воздуха» Алексея Германа-младшего, «Водителя» питерского режиссера Влада Фурмана.

- Ваша студия единственная, которая помимо цифрового кино работает с пленочными фильмами. В современную эпоху кому они интересны, кроме отдельных эстетов?

- В США, например, работает девятнадцать лабораторий, специализирующихся на пленке. В Российской Федерации осталась одна. Причем нерентабельная. Мы дотируем ее за счет своей прибыли. Содержим для того, чтобы сохранить процесс. При этом пленка остается востребованным сегментом. На нее продолжают снимать. Например, Валерий Тодоровский создал так последнюю картину «Одесса». И стояла дилемма: выбрать лабораторию в Праге или у нас? Пришел на «Мосфильм». Кстати, в киноархивах всего мира хранят именно пленки. У нас же все исходники перевели на цифру, но никому не известно ее будущее. Форматы меняются каждые два года. А вот пленка останется. В этом нет сомнений. Вот как винил на аудиорынок вернулся. Например, наша музыкальная студия популярна, потому что там стоит аналоговый, а не цифровой пульт.

- Лаборатория позволяет еще и восстанавливать старые картины. Какие недавно отреставрировали?

- В 2019 году - «Судьбу человека», «Калину красную», «Детей Дон-Кихота», «Июльский дождь». Занимаемся «Неоконченной пьесой для механического пианино». И «Освобождением». Безусловно выдающаяся картина была в тяжелом состоянии. Исходные материалы - ужасные. Рассчитываем выпустить фильм в прокат к 75-летию Победы.

КСТАТИ

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ЕДЕТ В КАННЫ

- Кажется, что реставрация стала важной частью мировой киноиндустрии.

- Именно! Все крупные фестивали проводят сегодня так называемые конкурсы киноклассики. И Каннский, и Венецианский, и Берлинский. «Мосфильм» в последние годы постоянно участвует во всех. У нас был опыт выпуска «Сталкера» на экраны. Оказалось, не так плохо. Даже коммерческий успех был. Советские фильмы до сих пор востребованы и популярны на телеканалах, но перед нами стоит серьезная проблема. С приходом цифры на телевидение есть риск, что весь советский фильмофонд окажется невостребованным. Его нельзя будет показывать.

- Это почему?

- В России реставрацией занимается только «Мосфильм». Делаем порядка шести-семи картин в год, и этого, конечно, недостаточно. Но сил на большее нет. Думаю, для этого нужна и государственная программа. При этом не надо путать реставрацию со сканированием и переводом в цифру, которые не представляют большой сложности. Купил машину и отсканировал за два часа, а реставрация - очень сложный процесс. Чистим каждый кадр. Некоторые картины, например, «Ивана Грозного» Эйзенштейна, которую в свое время показывали в Каннах, приводили в порядок восемь месяцев. При этом общая стоимость работы - несколько миллионов рублей. И, подчеркну, мы это делаем тоже за счет средств «Мосфильма». И еще важно подготовить людей, которые будут этим заниматься в дальнейшем. На улице их не найдешь. Нужно научить, да еще и так, чтобы полюбили это дело.

- Ваша киностудия вообще известна тем, что сама растит специалистов.

- Вот уже двадцать лет проводим бесплатные занятия. Их окончили несколько тысяч человек. Сейчас, например, идут курсы вторых операторов, ассистентов по актерам и ассистентов звукорежиссеров. Приезжают учиться и из бывших республик. Из Узбекистана, например. Их принимаем тоже бесплатно, потому что если хочешь получить реально толковых людей, нельзя делить их на платных и бесплатных. И если посмотреть на состав съемочных групп в России, то половина будут наши выпускники.

- Вы упомянули про 75-летие Победы. Между тем некоторые школьники мало знают о войне. У «Мосфильма» же внушительная коллекция военных фильмов. Не планируете бесплатно показать их ребятам?

- Да, воспитанием занимаемся. Каждый день подписываю десятки писем-просьб о том, чтобы разрешить бесплатные показы, в том числе и военных картин. Замечу, что российские граждане стали достаточно юридически законопослушными. Допустим, пишут из села Кукуево Новосибирской области: «Разрешите показать в нашем клубе без оплаты «Они сражались за Родину». Для наших жителей». И разрешаем. Я бы вообще ввел курс отечественного кино в школах. Кстати, во Франции такое есть. В обязательной школьной программе.

Комментарии

Евгений Парадоксов
Евгений Парадоксов, 22 Января 2020

Ошибка тут у вас - "Водителя» питерского режиссера Влада Фурмана". Фильм , который внимает Влад Фурман. называется " Родитель", а не " "Водитель
Ошибка тут у вас - "Водителя» питерского режиссера Влада Фурмана". Фильм , который внимает Влад Фурман. называется " Родитель", а не " "Водитель



Другие статьи раздела

Культура

Я поведу тебя в музей – открывай планшет быстрей

Во время карантина можно вести привычный образ жизни: посещать премьеры в кино, ходить в галереи и театры. Как так? Онлайн, конечно же! В таком удаленном досуге есть свои преимущества: например, не придется тянуть шею в попытке рассмотреть главный экспонат на выставке — сидя в любимом кресле, можно любоваться им сколько угодно

Двадцать тысяч лье подо льдом

В кинотеатрах Беларуси вышел документальный фильм о Бенедикте Дыбовском - ученом, который первым измерил глубину Байкала 150 лет назад. Мы отправились по следам знаменитого исследователя, чтобы попытаться повторить его подвиг

Улетела Любка из «Молодой гвардии»

Веселая сварщица Катя из «Высоты», трогательная Надя из «Девчат!»... Инна Макарова родилась в Сибири, прожила долгую и яркую жизнь и даже в Кремль ходила без паспорта. На 94-м году жизни ее не стало - об этом сообщила дочь, актриса Наталья Бондарчук

«Костик это – я»

Не стало автора «Покровских ворот», знаменитого драматурга Леонида Зорина

Махнем по чашечке чхо и черной кофи

Великий и могучий. И… такой непостоянный! Русский язык меняется на глазах. О том, стал ли кофе среднего рода, почему песик - не собачка, а мат будет жить всегда, рассказал декан филологического факультета Государственного института русского языка имени Пушкина Андрей Щербаков

Никогда не сдавался

Не стало последнего советского классика Юрия Бондарева

Читайте также

Общество

Лекарства.NET

Преступники наживаются на доверчивых гражданах и страхе перед болезнью

Культура

Я поведу тебя в музей – открывай планшет быстрей

Во время карантина можно вести привычный образ жизни: посещать премьеры в кино, ходить в галереи и театры. Как так? Онлайн, конечно же! В таком удаленном досуге есть свои преимущества: например, не придется тянуть шею в попытке рассмотреть главный экспонат на выставке — сидя в любимом кресле, можно любоваться им сколько угодно

Трибуна депутата

Сенатор Сергей Калашников: Эпидемия и экономический спад одинаково опасны

Чему нас должна научить общая беда и насколько крепко стоит на ногах в этой ситуации Союзное государство, корреспонденты «СВ» расспросили председателя Комиссии ПС по экономической политике

Политика

Александр Лукашенко о грузах на границе: Россиянам помогайте вне очереди

Президент Беларуси считает, что в Союзном государстве нужно обеспечить доставку продуктов и товаров первой необходимости. Высказался о том, какой бизнес будут спасать в стране в первую очередь и нужен ли всеобщий карантин

Союзное государство

Григорий Рапота: Нужно объединять усилия в совместной созидательной деятельности

Государственный секретарь Союзного государства в интервью для сайта Постоянного комитета рассказал о достижениях интеграционного объединения и задачах на перспективу

Туризм

Увидеть Парыж и улететь... на Марс

Планы на летний отдых в Европе становятся чем-то из разряда фантастики. Но выход есть. Если изучить карту родных просторов - даже не покидая пределов Союзного государства, можно оказаться хоть во французской стороне, хоть на другой планете



Политика

Александр Лукашенко о грузах на границе: Россиянам помогайте вне очереди

Президент Беларуси считает, что в Союзном государстве нужно обеспечить доставку продуктов и товаров первой необходимости. Высказался о том, какой бизнес будут спасать в стране в первую очередь и нужен ли всеобщий карантин

Политика

Владимир Путин про поддержку Минска: Мы все в одной лодке

Президент России на собственном примере показал, что значит работать на удаленке

Трибуна депутата

Сенатор Сергей Калашников: Эпидемия и экономический спад одинаково опасны

Чему нас должна научить общая беда и насколько крепко стоит на ногах в этой ситуации Союзное государство, корреспонденты «СВ» расспросили председателя Комиссии ПС по экономической политике

Экономика: интеграция

Копилка рубль бережет

Пандемия изменила многие планы, в том числе финансовые. Люди в растерянности: что делать с личными финансами, когда национальные валюты обваливаются? Паниковать и бежать в обменники точно не стоит

Общество

Лекарства.NET

Преступники наживаются на доверчивых гражданах и страхе перед болезнью

Общество

Не выходи из комнаты

Кого без QR-кода не выпустят на улицу, где ввели пропуска и как избежать штрафов за нарушение самоизоляции?

Общество

Удачная эвакуация

Тысячи москвичей и петербуржцев хлынули в российскую глубинку, чтобы пересидеть пандемию на свежем воздухе. Местные боятся, что к ним могут привезти заразу. Корреспондент «СВ» отправился в рейд с полицией, чтобы узнать, насколько опасны гости

Общество

Маска, я вас знаю

Петербуржец запустил производство средств защиты, чтобы раздавать их бесплатно. В день добровольцы шьют около тысячи штук

Туризм

Увидеть Парыж и улететь... на Марс

Планы на летний отдых в Европе становятся чем-то из разряда фантастики. Но выход есть. Если изучить карту родных просторов - даже не покидая пределов Союзного государства, можно оказаться хоть во французской стороне, хоть на другой планете

Звезды

От холопа до Магомаева

Молодой сербский актер Милош Бикович, ставший суперпопулярным в России, признался, что сейчас его цель - обеспечить себя жильем и найти девушку для создания семьи. Читайте в свежем номере журнала «Союзное государство»