Без помех
О том, что удалось сделать, и о своих планах на новый телевизионный сезон рассказывает руководитель телеканала «Спас» и ведущий еженедельной аналитической программы «Русский час. Итоги» Александр БАТАНОВ.
– Два года назад много шумели по поводу открытия первого православного телеканала. Теперь о «Спасе» почти ничего не слышно. Где же бешеный рост популярности, о котором когда-то говорили?
– Два года для телеканала – ничтожный срок. В бизнесе, особенно телевизионном, считается, что только спустя три года начинается подъем и резкий рост аудитории. Это при условии, что проект успешный. «Спас» – достаточно успешный проект, и на втором году вещания мы наблюдаем повышение внимания к себе. Мы считаем, что мы – популярный канал для той аудитории, для которой работаем.
– Тогда для какой аудитории вы работаете?
– Наши зрители – не только и не столько воцерковленные люди, то есть те, кто регулярно посещают храмы, постятся и причащаются (таковых, по оценке церкви, – около 7% населения). Мы работаем для всех тех, кто называют себя людьми русскими, православными. Их в России, по оценкам социологов, – порядка 80% населения. Но мы не отворачиваемся и от всех остальных.
Правда, мы – канал не религиозный, а общественно-политический. Мы – частный проект. Среди учредителей у нас нет ни церкви, ни государства. Таким же образом представители других религий могут создать свой канал – думаю, никто им не будет мешать в регистрации. Есть и другие каналы о православии. Например, религиозный телеканал «Союз», созданный Екатеринбургской епархией. И здесь нет никакой конкуренции.
– Недавно группа академиков выступила с требованием осудить «бурное вмешательство церкви в государственные дела». Можно ли считать эти заявления началом борьбы за светскость власти и всех институтов общества? И как это скажется на вашем канале?
– Самый пагубный путь – бороться за светскость, борясь с верой. Я уверен, что государство никогда не будет бороться с Православием как с верой, с РПЦ как с институтом Православия и теми начинаниями, которые инициирует РПЦ. Подобные призывы исходят от отдельных групп людей, которым, очевидно, как кость в горле укрепление государственности и рост патриотизма в нашей стране. Это подтверждает и объединение Московского патриархата РПЦ и Зарубежной церкви – событие столетия, которое было совершено и при деятельном участии президента. Так какая власть может бороться в России с РПЦ? Президент РФ – православный человек. Если вы спросите, кто будет следующим президентом, я отвечу – православный человек. Это точно. Поэтому никакой светскости за счет церкви быть не может. Крики о том, что слишком много церкви в нашем обществе, перемежаются криками, что она молчит по важным вопросам. В обоих случаях люди, говорящие это, лживы, поскольку Патриарх постоянно высказывается по всем событиям общественной жизни в нашей стране, только никто об этом не говорит. Кроме нас, канала «Союз» и еще очень немногих СМИ. И каждую неделю по понедельникам мы показываем специальную передачу «Церковный вестник» о деятельности православной церкви, но это нигде не тиражируется.
– Вы, наверное, уже задумывались о создании экспертного совета при телеканале?
– Он существует, но пока не формализованный. Есть круг людей, которые с любовью относятся к «Спасу», – политики, церковные иерархи, светские люди. Мы хотим сформировать из этого сообщества совет попечителей, на мнение которого можно будет опираться в программной политике, в стратегии развития и в том числе в вопросах рекламы. Конечно, если из-за рекламы мы будем терять зрителей, мы от нее откажемся и будем искать другие источники финансирования. Но в России уже не первый год рыночная экономика, и люди теперь понимают, что все сферы деятельности, называемые бизнесом, должны приносить прибыль. Глупо считать, что православный телеканал не должен зарабатывать деньги. Вопрос – как?
– Насколько доступен ваш телеканал зрителям?
– Россия претендует на звание демократической страны со всем набором демократических признаков. Но в вопросе доступности СМИ мы наблюдаем плачевную ситуацию. В среднем по стране зрителю в разной степени доступны пять метровых телеканалов. «Спас» – спутниковый телеканал. Чтобы нас посмотрели в провинции, надо купить спутниковую тарелку. Это дорогое удовольствие, а вдобавок приходится платить абонентскую плату. Кабельных сетей во многих районах нет. На этом исчерпываются наши возможности по доставке сигнала. Со следующего года планируется запуск цифрового вещания, и мы претендуем на то, чтобы попасть в его пакет. Тогда нас сможет смотреть значительно больше людей.
– «Спас» можно посмотреть не только в России?
– Мы официально вещаем на Украине, в Белоруссии, Казахстане и Молдове, где у нас есть контракты с кабельными операторами. Кроме того, наш сигнал достигает Европы и Скандинавских стран. В прямых эфирах были звонки в студию с Кипра, о. Сардиния, из Финляндии, что нас очень удивляет и радует.