Детектив в рамке
Для выставки русских импрессионистов в Национальном художественном музее РБ из запасников достали редкие работы. В их числе - полотна Осмеркина, Туржанского и Шемякина
Веру Калашникову писали Серов, Машков, Пищалкин. Шемякину удалось запечатлеть ее нежную, почти акварельную красоту. Фото: Национальный художественный музей Республики Беларусь.
НАШЕЛСЯ ПОВОД
- Однажды студенты-третьекурсники с кафедры дизайна задали мне вопрос: «Коровин, что, рисовать не умел?» Пришлось им объяснять, что такое импрессионизм, - рассказывает о том, как возникла идея выставки, куратор Юлия Лисай.
Но вот загвоздка: как это сделать, если в собрании музея французских мастеров - Сезанна, Дега, Моне - нет? Вот и придумали рассказать об одном из самых ярких явлений конца XIX - начала XX столетия на примерах русской живописи. Картин, написанных в стиле импрессионизма, в фондах немало. Отличный повод достать из запасников работы, которые нечасто красуются на публике. Специально для экспозиции их даже отреставрировали.
- Очень ждала, когда мы покажем «Лес» Леонарда Туржанского - прежде его выставляли буквально несколько раз, в 1966 и 1995 годах. После того как над полотном поработали реставраторы, оно буквально засияло. Впервые мы показываем и «Женский портрет» Александра Осмеркина, купленный в музей в 1972 году из петербургской частной коллекции. Надо сказать, что нам еще только предстоит узнать историю этой картины. Документы на нее не сохранились, а надписи на обороте нет: похоже, будет настоящее детективное расследование.
Для тех, кто хочет познакомиться с русским импрессионизмом поближе, решили проводить экскурсии. Следующая состоится 21 декабря. А в январе и феврале запустят лекционный цикл: подробно расскажут о французском и советском импрессионизме и сравнят течения.
РАФАЭЛЬ ИЗ МОСКВЫ
Показывают на выставке и произведения Михаила Шемякина, ученика Валентина Серова и Константина Коровина, внука фабриканта Алексея Абрикосова. Его талант ценили коллеги, им восхищался Федор Шаляпин, а Владимир Маяковский дал по своему обыкновению хлесткую характеристику. Повстречавшись с художником, поэт поприветствовал его и сразу же обозначил отношение: «Видал вашу работу на выставке. Вы реалист-импрессионист-кубист». И ведь был прав.
На выставке в Минске представлено несколько работ Шемякина, в том числе и воздушный портрет Веры Калашниковой - одной из любимых натурщиц. Михаил Федорович несколько раз писал ее, но результатом был недоволен, а один из рисунков даже забросил в угол мастерской. Новая попытка оказалась более удачной: увидев его, Константин Коровин сравнил своего ученика с Рафаэлем.