[42] Есть «Пророк» на «земле талантов»
Музыку к «Пророку» Илья Олейников, которого большинство из нас привычно воспринимают лишь в роли «мистера «Городок», писал шесть лет. Многие песни претендуют на то, чтобы со временем стать хитами. Автор либретто - заслуженный артист России Николай Дуксин, исполнитель роли Старика. Стихи, которые звучат со сцены, заставляют задуматься о дружбе и предательстве, любви и ревности, таланте и тщеславии...
Действие спектакля происходит на фоне символической «свалки времен, идей и надежд». Сцена населена представителями всех слоев общества, оставшихся на обочине жизни, царствует над которыми «Пророк» - «Лжепророк» по сути. В поисках истины сюда забрел и слепой Старик, который ведет диалог-спор с Пророком. В основе сюжета лежит притча «о блудном сыне» [Лк. 15: 11-32]. Авторы попытались представить жизнь «младшего сына» вне отчего дома в современной интерпретации. В жизни главного героя - Старика, как в зеркале, отражена жизнь всего общества. Человек показан в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога, чтобы следовать собственным путем в «землю чуждую» в поисках полноты жизни. Но убедившись в ложности своих идеалов, человек пускается в обратный путь - путь в отчий дом, путь покаяния и смирения. Действие переполнено воспоминаниями персонажей, а в финале на многочисленных экранах возникают видеодокументы катастроф и злодеяний последнего века, вопреки которым женщины все равно дают жизнь своим детям. Финальная часть мюзикла оптимистична и дарит надежду на то, что «возвращение в отчий дом» состоится.
Впечатляет «Пророк» и постановкой. Всемирно известный режиссер, работавший над мюзиклами «Метро», «Иствикские ведьмы», Януш Юзефович сделал спектакль действительно ярким. Тем самым он еще раз доказал, что его работы справедливо сравнивают с «эффектом разорвавшейся бомбы». Во время представления на сцене площадью 520 квадратных метров одновременно находятся 50 артистов, 140 осветительных приборов и 12 тонн железных декораций. Невообразимые кульбиты творят воздушные гимнасты Белгосцирка. Происходящее дополняет видеоряд на трехмерных экранах. В разработке костюмов для «Пророка» принимала участие известная польская художница.
Януш Юзефович не сразу согласился взяться за работу над «Пророком». Вначале его «немного испугала» «орущая» музыка. «Но когда я приехал домой в Польшу и прослушал музыку в одиночестве, - сказал после премьеры мастер, то понял, что хочу работать над этим проектом. Новым оказалось для меня и знакомство с Белоруссией. Поначалу я словно чего-то опасался - на моей родине страну так и преподносят. Но спустя некоторое время понял, что Белоруссия - красивая страна, в которой живут гостеприимные, добрые и очень талантливые люди. Я не нашел бы такую труппу даже в Нью-Йорке. Подбирая артистов для «Метро», я прослушал около двух с половиной тысяч человек. А в Белоруссии из 350 пришедших на кастинг я выбрал всех, кто мне нужен. Это действительно земля талантов».
Бурю эмоций и аплодисментов вызвало появление на сцене народных артистов Белоруссии - Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича, выступивших в роли пожилой пары, счастливо прожившей жизнь вместе. Звездный список белорусских артистов пополнили имена Змицера Войтюшкевича, а также актеров Республиканского театра белорусской драматургии - Беллы Шнипер и Дениса Паршина. Впечатляюще смотрелся и дуэт российских артистов-импровизаторов - Теоны Дольниковой и Александра Посталенко. Не исключено, что руководители проекта «Пророк», вдохновленные успехом, откроют в Минске Школу мюзикла.
Планируется, что спектакль примет участие в Каннском фестивале мюзиклов. Но сначала «Пророк» проедет по Белоруссии, по России, а после - по «странам и континентам». Уже сейчас идет отбор исполнителей для трех актерских составов. Планируется, что кроме Ильи Олейникова роль Пророка будут исполнять Олег Басилашвили, Михаил Боярский, Александр Ткаченок.