[42] Возвращение «Русского дома»
Любая коллекция художественных произведений – это не просто набор пестрых полотен, изящных гравюр и хрупких фарфоровых статуэток. Однажды появившись, собрание начинает жить по собственным законам. Каждый экспонат предстает на фоне других, обогащаясь дополнительными смыслами, что заставляет зрителя обратить внимание на те особенности, которые в иных обстоятельствах остались бы незамеченными.
Мстислав Ростропович и Галина Вишневская собрали маленькую «русскую вселенную». Выставленная на аукцион, она легко могла прекратить свое существование, но судьба уберегла ее и привела в Россию, без вдохновляющей силы которой коллекция никогда бы и не возникла.
И совсем скоро публика сможет внимательнее взглянуть на собрание, прочувствовать действующие между его частями тончайшие, но прочные связи, ощутить, что каждый отдельный памятник принадлежит единому культурному пространству.
Экспонаты принадлежат к разным эпохам. Из предметов допетровской старины особое внимание привлекают великоустюжские перегородчатые эмали XVII века. Техника эта была известна еще в Византийской империи и состоит в том, что на предмет из металла напаиваются поставленные ребром плоские проволочки, пространство между которыми заполняется эмалевыми красками. В собрание входят ящички, шкатулки, чернильницы и украшения, их разноцветные узоры – желтые, зеленые и голубые на белом фоне – дают возможность в полной мере ощутить атмосферу «нарядного века» правления Алексея Михайловича.
Большую часть коллекции составляют произведения более поздних столетий, но отголоски русской старины можно обнаружить и в картинах художников рубежа XIX-XX веков. На картине С. Иванова «Крепостные боярина» 1909 года изображена снежная зима, люди в старинных длиннополых одеждах и крытый боярский возок, на который накинут сверху пестрый ковер – как напоминает его рисунок узоры недавно виденных эмалей!
Законное место в собрании занял деятельный, триумфальный и новаторский XVIII век. Перед зрителем пройдет череда российских правителей и правительниц: Екатерина I, Анна Иоанновна, Петр III… Последний из них – в виде фарфоровой статуэтки – изображен придворным художником Георгом Христофом Гротом гарцующим на коне.
Есть в коллекции и предметы, что окружали царственных особ в их повседневной жизни. Например, чайный сервиз, изготовленный для Екатерины Великой Императорским фарфоровым заводом, бокалы с выгравированными на них императорскими вензелями и портретами, а также тарелки из знаменитого Георгиевского сервиза, заказанные Екатериной II у завода Гарднера – эти приборы использовались только на торжественных обедах в честь кавалеров Ордена св. Георгия.
Но проходит пышное XVIII столетие, и другими становятся картины русской жизни. На портрете, созданном в мастерской В. Боровиковского, девочка в белом платье-тунике держит на руках щенка, а на полотне А. Венецианова малыш делает первые шаги навстречу своей матери – молодой крестьянке. Сюжеты из народной жизни недаром так полюбились художникам XIX века. Даже фарфоровые статуэтки изображают теперь не только изящных пастушек в пышных платьях на фижмах, но и девушек в сарафанах и кокошниках. Не однажды встречаются при осмотре коллекции и фамилии знатнейших русских семейств, например, Юсуповых. Здесь и портрет Феликса Юсупова кисти Валентина Серова, и фарфор, изготавливавшийся в имении князей – Архангельском.
Особого внимания заслуживает картина Николая Рериха «Сокровище ангелов», написанная в 1905 году для церкви Святого Духа в имении М. Тенишевой в селе Талашкине, у которой часто гостил художник. Строгие ангелы на этом полотне охраняют Небесный Град – обитель и оплот Божественных сил. Произведение это, не повторяя конкретного образца, вобрало в себя элементы многих явлений русской художественной жизни – и красочную декоративность перегородчатых эмалей, и иконографическую сложность древней религиозной живописи, и сказочный дух старинных былин.