Владислав Мисевич: Первым хитом «Песняров» был Yesterday
Самый известный белорусский коллектив продолжает отмечать 50-летие. По случаю юбилея флейтист, саксофонист и бэк-вокалист группы представил в Москве книгу «Я роман с продолженьем пишу» и рассказал, как начинали с песни «Битлз» и писали «Косил Ясь конюшину»
Фото: Архив Марины Мулявиной
ЕЛЕ ВСПОМНИЛИ СЛОВА
Поклонники собрались и стар и млад. Съехались со всего Союзного государства: из Минска, Екатеринбурга, Кургана. Многие с усами и стрижками, как у кумиров.
- Мы уже двадцать лет работаем, как «Белорусские песняры» (группу основали бывшие участники легендарного коллектива после его распада. - Ред.), - сказал Владислав Мисевич. - Стараемся продлить жизнь первого ВИА и сделать так, чтобы новый репертуар появился.
Но спеть его попросили что-нибудь из «старенького». Из колонок полилась музыка. Мотив Yesterday четко угадывался.
- Я вчера думал: «Все исчезнет завтра, - затянул Мисевич. - Только сердце почему-то ждет: вчерашний день опять придет...
Ну точно The Beatles! Только на русском. Оказалось, что эта композиция была самой первой в репертуаре «Песняров» пятьдесят лет назад.
- Перевод придумал в 69-м году один из основателей ВИА Валерий Яшкин. Но накануне строчки вспоминали в муках. Всплыл в памяти первый куплет, - рассказал еще один «песняр» Олег Аверин. - А второй был уже позабыт. Пришлось звонить в Израиль нашему бывшему бас-гитаристу Леониду Тышко. И тот надиктовал отдельные слова и фразы.
НИЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МОЦАРТУ НЕ ЧУЖДО
- Владимир Людвигович, долго писали книгу? - спрашиваем у Мисевича.
- Четыре года. Над нею трудились еще и бас-гитарист Александр Катиков, и композитор Юрий Кунец. Мы диктовали, а минский журналист Сергей Трефилов писал.
- Некоторые вещи очень откровенно описали. Возможно даже слишком!
- Мы дружим десятки лет, и общение требует разрядки. Анекдотов, например. Не всегда приличных. Приходится это описывать. И плюс - одни мужики. Ну о чем говорят на досуге, понятно. Однажды ехали на съемки. Кашепаров - первый раз за рулем. Сзади - Владимир Николаев с тромбоном. Разок Кашепаров так резко тормознул, что инструмент всмятку! Представляете, какие слова тогда летели?! Если бы я написал, как в анекдоте: «Василий, вы неправы. Извините, пожалуйста», неправда бы получилась. Не зря стоит пометка «18+». Без этих моментов жизнь будет рафинированной, а она такой не бывает никогда. Вот когда о Моцарте узнаешь, думаешь: гений, небесное создание. Но в быту ничто человеческое ему не было чуждо.
- Если кому-то из музыкантов не нравились мелодия или текст, Мулявин учитывал их мнение или поступал по-своему?
- Руководителю нужно быть диктатором. Но разумным. Твердым только в том случае, если в чем-то уверен. А для этого нужно вопрос изучить, много общаться и сравнивать мнения. Володя этого принципа придерживался железно. Особенно в лучшие годы. Программ было много, музыка - довольно сложная. Но смешно было не доверять нам, если дело затевали вместе и долгие годы тянули эту лямку. А учитывая талант Володи, каждый раз, когда он интересовался чьим-то мнением, это было большим удовольствием и наградой для музыкантов. В нем разумно сочетались требовательность и демократичность.
- В чем особенность знаменитого многоголосия «Песняров»?
- Это пласт культуры, вокальный, эстрадный, исполненный конкретными людьми, но замысленный Володей. Ему нужен был вокальный аккорд. Наверное, дело в особенностях музыкальных тембров и аранжировок. Мы брали пример с группы «Гая» (известного азербайджанского вокального квартета. - Ред.). О битлах молчу. Нравилось. И в «Белорусских песнярах» пытаемся многоголосие сохранить.
Под занавес устроили аукцион. Разыграли два билета на концерт «Белорусских песняров», который пройдет 28 марта в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве, и плакат, выпущенный в 1983 году в Минске тиражом всего 2 тысячи экземпляров. Когда очередь дошла до первой пластинки «Песняров» - настоящего раритета, фанаты зашептались: «О, винильчик, без песочка!»
ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ
«КОСИТЬ» ПРИДУМАЛ МУЛЯВИН
КУКАРЕКАНЬЕ ПОД РЕВЕРБИРАТОР
…Долго не покидал страх, что ничего не получится, что не для нас это дело. Но к нашему собственному удивлению мы все-таки стали потихоньку кукарекать и со сцены. А для так желаемой схожести с ливерпульской четверкой звукорежиссер Коля Пучинский перепаял приставку «Нота» в ревербиратор, который создавал эффект задержки голоса. Все концерты записывали для «разбора полетов» - нас ведь страшно волновал результат! А если кто-то не дотягивал в «индивидуальном зачете», то получал пи***й сполна. Но если не дорабатываешь потому, что не умеешь, можно было реабилитироваться. Слушай пожелания, как сделать правильно, лучше, и исправляй ошибки. Все-таки отдаленность от Минска позволяла экспериментировать.
РИСКОВАЛИ СО СВИСТОМ
В «КасЄ Ясь канюшыну» он на репетиции предложил движениями рук и гитар изображать косцов, а свистеть при «взмахе» начал Леонид Борткевич, сразу после прихода в «Песняры». С этим «неканоническим» свистом Мулявин здорово рисковал: фольклористы и без того кривились на крамольный рок-н-ролльный ритм, а уж это просто красная тряпка! Но в залах - овации, а указом для Володи была только публика. Свист в итоге прижился. А сцена из «Ну, погоди», когда волк едет на комбайне под свист из «Яся», на несколько поколений вперед продлила память об ансамбле.
СКОЛЬКО СТОИЛ КОНЦЕРТ
…мы узнали истинную цену своей бригады в «шоу-бизнесе» БССР. Администратор забыл закрыть двери, когда вел переговоры с председателем очередного колхоза. Тот, видимо, отпирался, мол, нет денег оплатить концерт. «Да какие проблемы? - убеждал «импресарио». - Заколи колхозного кабана, сдай мясо - как раз хватит!» Это за всех! Бригада, конечно, ходила под впечатлением: обидно, даже унизительно. И сложно представить, сколько свиней полегло жарким летом 1968-го (за год до основания «Песняров». - Ред.) в Беларуси, чтобы работники коллективных хозяйств республики могли насладиться искусством от филармонической бригады из Минска…
СКАЗАНО
Владимир ПРЕСНЯКОВ-старший, композитор, заслуженный артист России:
Фото: Иван Вислов/kpmedia.ru
- С Владом (Мисевичем. - Ред.) нас роднит то, что мы оба - «воспитоны». Так называли музыкантов, вышедших из школ в Советской армии. Все было почти как в Суворовском училище, только натаскивали играть на духовых инструментах и готовили для армейских оркестров. Оттуда вышло много замечательных музыкантов. Из тех, кто создавал ансамбль, остались только двое: Влад и Леня Тышко. У меня есть такое выражение - «старые Пер Гюнты», и снаряды падают все ближе и ближе…
Володя Мулявин учился в том же, что и я, музыкальном училище. Только я - на третьем курсе по классу кларнета, а он - на четвертом, выпускном, на народном отделении. Так мы и подружились. До сих пор считаю, что лучше «Песняров» не было и нет. Это настоящая культура, многоголосие и настоящие корни, не только белорусские, но и вообще славянские. Песни пели мой сын, а потом и внук. «Конюшина» им почему-то нравилась. Видимо, оттого что веселая и танцевальная. А не так давно приезжал в родной город. Там хотели ставить бюст Володе. На «Уралмаше», рядом с которым он жил. А я подумал, что надо бы в центре. И попросил об этом через друзей, так в итоге и сделали. И памятник произвел фурор.