Двенадцать колен шагаловых
Нежность в цвете и зимние сказки знаменитого художника покажут в «Новом Иерусалиме»
На выставку привезут нежные портреты и причудливые пейзажи. «Белла с книгой и вазой с цветами или Белла в Мурийоне. 1926. Фото: Частное собрание ADAGPParis2019 Chagall
ЗЕМНЫЕ И НЕБЕСНЫЕ ШЕДЕВРЫ
«Живопись мне казалась каким-то окном, через которое я улетал в другой мир», - говорил Марк Шагал. Он считал, что «родился между небом и землей» и всю жизнь там и находился.
Зная об этом его взгляде на жизнь, авторы проекта «Шагал: между небом и землей» организовали пространство выставки, которая откроется 16 ноября в подмосковном музее «Новый Иерусалим», как многомерный мир. Живопись и графику первой четверти XX века поместили в раздел «Жизнь земная». Работы, связанные c поездкой в Святую землю, объединены названием «Путешествия и мосты». Ну а «Бытие небесное» - это произведения второй половины прошлого столетия.
Всего покажут 239 работ мастера, которые привезут из России, Беларуси и Франции. Помимо живописи и графики, еще и гобелены. На вернисаж приедут внучки художника - Мерет и названная в честь жены Шагала Белла Мейер.
- «Новый Иерусалим» покорил нас известием о том, что собирается раскрыть перед зрителем широкий спектр художественных техник, к которым прибегал Марк Шагал, - признаются они. - Мечтаем увидеть, как зачарованно россияне будут смотреть на работы деда и слушать, как звучит его живописный язык.
Шагал долгие годы искал «свой Иерусалим». И неожиданно, через века нашел его.
- Музей появился в середине XVII века, - рассказывает куратор выставки, парижский эксперт по творчеству художника Екатерина Селезнева. - Патриарх Никон задумал создать недалеко от Москвы копию Святой Земли. В прошлом столетии в монастыре устроили музей. В XXI веке он отделился и зажил своей жизнью.
Силс-Мария и красное солнце. 1961-1964. Фото: Частное собрание ADAGPParis2019 Chagall
ПЫЛАЮЩИЕ ОКНА
Из Витебска на выставку привезут любопытный экспонат - графический лист «Колено Иосифа». Он входит в серию литографий «Двенадцать колен Израилевых». В свое время ее подарил витебскому музею владелец галереи графики Шагала в швейцарском городе Майлен Гюнтер Коматовски.
Серию литографий художник создал по эскизам витражей для синагоги Медицинского центра Хадасса в Иерусалиме. Их было двенадцать, как и окон. И каждая в своем цвете - синем, красном, зеленом и желтом. Шагал представлял окна как драгоценные камни полупрозрачного пламени. Приступил к работе над витражами в 1959 году и трудился над ними два года по двенадцать часов в сутки. Работал под музыку Моцарта или Шуберта.
«Витраж кажется очень простым делом: материалом является сам свет... - писал художник. - Что должен я придать земле Всевышнего, огню Всевышнего, листве, древесной коре, свету! Быть может, воспоминания об отце, о матери, о детстве, о моем народе на протяжении тысячелетий... Быть может, мое сердце...»
Стекло для витражей делали вручную. Шагал давал рабочим инструкции. Советовал класть краску двумя слоями и добавлять кислоту, чтобы получились тонкие цветовые переходы.
Витраж, посвященный колену Иосифа, находится напротив входа в синагогу. Он желтого цвета. Слева - райское дерево жизни, на котором сидит голубь в короне. Справа - овцы. Вверху - две руки держат шофар - еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент из бараньего рога.
Также на выставке можно будет увидеть и другие работы. В частности, 22 эскиза к картинам и офортам и 105 гравюр, которые художник писал вручную и подарил второй жене Ваве. Все эти произведения покажут в России впервые.
Вывесят и нежную работу в синих тонах «Белла с книгой и вазой с цветами, или Белла в Мурийоне», сказочные зимние картины «Силс-Мария и красное солнце» и «Часы с синим крылом».
Выставка будет открыта до 8 марта.