Культурный норматив под Чайковского и «Битлз»
Депутаты Парламентского Собрания и эксперты решали, как сформировать ориентиры для молодежи. Помогут в этом старшее поколение и, как ни странно, знаменитые рок-группы.
«КИНО» ВМЕСТО КИНОШКИ
Действительно, середина осени, а на улице двадцать градусов тепла. Температурный рекорд за последние 75 лет. Но рабочий настрой погода не сбила: с утра до позднего вечера союзные парламентарии, представители научных кругов, образования, молодежных организаций думали, как укрепить сотрудничество в культурной и социальной сфере.
Елена Афанасьева сформулировала тему для обсуждения экспертного сообщества:
- Культура становится своеобразным товаром, который различные государства активно продвигают на внешние рынки. Соперничество в этой сфере обостряется. Беларусь и Россия должны активно поддерживать конкурентоспособность разных отраслей нашей культуры. Пусть это и потребует значительных материальных и финансовых ресурсов. Позиция и авторитет Союзного государства в мире определяются не только военно-политическим весом и экономическими показателями, но и культурным достоянием. Мы не может растратить накопленный веками богатейший духовный потенциал наших стран.
Депутат ПС, член Комиссии по соцполитике Ольга Германова рассказала о российском масштабном пилотном проекте «Культурный норматив». Формулировку позаимствовали у спортсменов. Только вместо стадионов дети будут посещать кинозалы и музеи. Все для того, чтобы повысить культурное воспитание школьников. Впрочем, требуется оговорка: не вместо стадиона, а помимо него.
- В рекомендациях семь направлений: литература, изобразительное искусство, архитектура, народная культура, музыка, театр и кинематограф, - пояснила Ольга Германова. - Кстати, было много споров о том, почему песни «Битлз» стали школьным нормативом. Я не вижу в этом ничего плохого, школьники должны знать и понимать природу мировых феноменов.
Кроме того, из современников есть группы «Куин» и «Пинк Флойд». Из наших - «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», «Машина времени».
Хороший музыкальный вкус ученикам хотят прививать операми Глинки, сочинениями Чайковского и других классиков. Проект этой осенью запустили в школах Татарстана, Коми, Ставропольского края, Ярославской, Пензенской, Саратовской и Новосибирской областей. Свои впечатления от просмотров картины или фильма, прослушанной музыки дети записывают в специальный дневник.
Разрабатывают и систему бонусов для тех, кто лучше всех выполнит «культурный норматив». Например, малышам - билеты на новогоднюю губернаторскую елку, ребятам постарше - путевки на смены в «Артек» и «Орленок», а выпускникам - дополнительные баллы для сдачи ЕГЭ.
КОГДА ВЫВОД ОЧЕВИДЕН
- В декабре мы празднуем двадцатилетие Союзного государства. Статистика не радует - половина белорусов и россиян не знает о нашем союзе, - взял слово член Комиссии ПС по соцполитике Александр Сегодник. - Давайте больше и активнее рассказывать о нашем союзе в школе. Подача информации должна быть системной, а не точечной и предпраздничной пару раз в год.
Ольга Германова предложила создать факультатив для изучения культурного наследия Союзного государства. Коллегу поддержала Елена Афанасьева:
- У детей еще не сформирована система ценностей. И мы, взрослые, должны им помочь. Помню, в школьные годы нас классом водили на фильм «Офицеры» - просмотр был обязательным. Если бы нам дали выбор - убежали бы смотреть ужастики или мультики. Вывод очевиден.
Особое внимание - патриотическому воспитанию молодежи. Сберечь общую историю и не допустить фальсификации героического прошлого помогают различные патриотические акции и проекты: «Беларусь помнит», «Поезд Победы», туристические слеты учащихся Союзного государства, звездные походы по местам боевой и трудовой славы, конкурс «Не меркнет летопись побед».
В следующем году двести молодых людей отправятся в путешествие на «Поезде памяти и славы», который свяжет Брест, Минск, Оршу и российские города Москву, Смоленск, Новосибирск, Владивосток. Вместе - к юбилею Великой Победы.
УЧИТЕЛЯ В ТОПЕ
Если еще десять лет назад профессия учителя стремительно теряла популярность среди молодежи, а в педвузы абитуриенты нередко шли по остаточному принципу. Сегодня ситуация изменилась.
- Педагогическая специальность в топе, - подтвердил директор Института права и управления Московского городского педагогического университета Владимир Строев. - Мы живем в век новых открытий, развития информационных технологий, где не только дети, но и педагоги должны постоянно учиться, следить за тенденциями в науке, культуре, экономике. В распоряжении школьников новенькие учебники, интерактивная доска, мультимедиа-проектор в кабинетах. Все приятно, современно и помогает получать новые знания.
Но есть и обратная сторона. Кроме творчества, у педагогов много бумажной рутины - всевозможные отчеты. Избавившись от них, учителя смогут больше внимания уделять своему главному делу - увлекать учеников знаниями. Второй момент - финансовый. Чтобы новоиспеченные педагоги, получив образование, не уходили «на сторону», зарплаты нужно повышать. И в первую очередь в регионах. Как отметили парламентарии, если в Москве учитель получает 70 - 80 тысяч рублей, то в глубинке сумма с трудом дотягивает до 30 тысяч рублей.
Сергей Полетаев, директор филиала Российского государственного социального университета в Минске, обозначил тревожную тенденцию - молодежь все чаще уезжает учиться за границу.