«Фестиваль номер один»
Начиналась же «Белая Вежа» с энтузиазма организаторов и театров пяти государств, которые заинтересовались идеей. В первые годы смотр открывали постановкой у Белой вежи – древней башни неподалеку от Бреста по пути в Беловежскую пущу. Правда, со временем от такого зрелища отказались, потому что актерам иной раз приходилось играть на колючем ветру под проливным дождем.
«Сымон-музыка» – обладатель Гран-при на четырех международных театральных фестивалях. Николай Пинигин, который сегодня работает в петербургском БДТ, воплотил хрестоматийную поэму народного песняра Белоруссии Якуба Коласа в жанре мистерии. Главный герой – пастушок Сымон – слышит музыку земли, ветра, леса и задается вопросами о смысле жизни и смерти. И сам ищет ответы, прислушиваясь к голосу собственного сердца, поскольку понимания не находит даже у родного отца. Тот выгоняет сына-недотепу из дому. Но Сымон не поддается соблазнам жизни и не желает променять свою скрипочку и свободу художника на сытую жизнь.
Яркие актерские образы, мощная хореография, неожиданные режиссерские ходы держат зрителя в напряжении до конца спектакля. Николай Пинигин сумел передать дух знаменитой коласовской поэмы, наполненной музыкой слов белорусской земли, душой ее народа. Неслучайно молодые интеллектуалы из всех регионов Белоруссии приезжает в столицу, чтобы увидеть живое воплощение поэмы, которую когда-то «проходили» в школе.
Мольеровский «Дон Жуан» – вторая работа литовского режиссера Альгирдаса Латенаса в Брестском театре драмы и музыки. Первая -«Дядя Ваня» – стала событием не только в республике, но и за рубежом. Новый спектакль – попытка по-своему осмыслить образ коварного завоевателя женских сердец. Кто он – богохульник, которого постигла кара небесная, или романтик, заблудившийся в поисках идеала? Преступник или жертва, красавец или чудовище? Спектакль заставляет задуматься над многими вопросами – Латенас верен себе.
Критик из Минска Татьяна Орлова утверждает, что по программам «Белой Вежи» можно отследить мировой театральный процесс. Из белорусских спектаклей, кроме «Сымона-музыки», она отметила «Мнимого больного» в Национальном драматическом театре имени Горького с Ростиславом Янковским в главной роли. Кроме того, сказала, что на «Веже» всегда интересна кукольная программа. «Принципиально важной для развития нашего кукольного театра считаю постановку Руслана Кудашова в Брестском театре кукол «Луна Сальери» по мотивам трагедии Пушкина, – сказала Орлова. – «Холстомер» в его режиссуре стал лауреатом многих международных конкурсов. Непростое произведение – «История одного города» Салтыкова-Щедрина – представил Белорусский театр кукол. Польский театр привез необычайно жесткий спектакль для взрослых, а эстонцы показали человечную постановку для детей. Омский театр кукол «Арлекин», лауреат «Золотой маски», показал интересную инсценировку «Детство Никиты» по военной прозе Андрея Платонова».
«Белая Вежа» все смелее выходит на площадь, приближаясь к европейскому театру. Огромное впечатление произвел на зрителей «Вишневый сад» Львовского театра. Несмотря на дождь, никто из зрителей не ушел. Так и стояли под зонтиками…
Московский критик Александр Иняхин отметил Ниеле Нармантайте из Вильнюсского «Независимого театра» в роли Марии Калласс и Анюту Ардову в спектакле московского Центра драматургии и режиссуры под управлением Рощина и Казанцева «Нинкина земля. Чужие».
Критики назвали «Белую Вежу» «фестивалем номером один» – за хорошую организацию и человечную атмосферу. И предрекли Бресту славу театрального Авиньона.
Ирина ОРЛОВА
На снимке: Во время открытия. Торжественное шествие по ул. Ленина.
Ирина ОРЛОВА
Фото Владимира Чеберкуса, БЕЛТА