И Моцарт, и Шостакович, и Кортес…
У почитателей оперы Камерный музыкальный театр, открывший 36-й сезон, ассоциируется прежде всего с постановками опер Моцарта. «Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины», «Волшебная флейта», «Дон Жуан» идут на сцене по много лет и неизменно с аншлагами. В ближайших планах театра – комическая опера «Похищение из Сераля». Однако творческий и репертуарный диапазон коллектива не ограничивается Моцартом. На сцене представлены композиторы различных эпох, стилей и направлений, которые внесли бесценный вклад в мировую музыкальную культуру: Гендель, Монтеверди, Шостакович, Мусоргский. Вместе с тем со дня основания театр сохраняет концепцию, выработанную Борисом Александровичем Покровским: демократичность и традиционность, бережливость к авторскому источнику.
Однако творческий и репертуарный диапазон коллектива не ограничивается Моцартом. На сцене представлены композиторы различных эпох, стилей и направлений, которые внесли бесценный вклад в мировую музыкальную культуру: Гендель, Монтеверди, Шостакович, Мусоргский. Вместе с тем со дня основания театр сохраняет концепцию, выработанную Борисом Александровичем Покровским: демократичность и традиционность, бережливость к авторскому источнику. В этом отношении благодатен материал национальный: он всегда свеж, оригинален и, как ни странно звучит, музыкален. Так, например, в театре с успехом идут несколько постановок по сочинениям Николая Васильевича Гоголя. Помимо оперы «Нос» Шостаковича, в ежегодном репертуаре красуется искрометная «Сорочинская ярмарка» Мусоргского. А в новом сезоне завершится работа над постановкой оперы «Ревизор» композитора В.Дашкевича и либреттиста Ю.Кима. Любопытно было бы узнать: а есть ли у театра сближение с культурой Белоруссии? С этим вопросом я и обратился к директору и главному дирижеру Камерного музыкального театра Л.М.Оссовскому.
– Нас сближают духовность, традиции, мастерство, – сказал Лев Моисеевич. – В этой связи вспоминаю белорусского композитора Сергея Кортеса. Это человек, уважаемый не только в Белоруссии. У него много интересных работ, в том числе опера «Джордано Бруно», что говорит о масштабности его творческих замыслов. Между тем более 10 лет Кортес был генеральным директором Минского оперного театра. Большая редкость, чтобы такую должность занимал не административный работник, а почитаемый композитор.
Недавно я узнал, что Кортес закончил две одноактные комические оперы – по мотивам популярных пьес А.П.Чехова – «Юбилей» и «Свадьба». Зрителям разных поколений они известны по фильмам с участием корифеев русского драматического театра – Ольги Андровской и Михаила Жарова. Так что произведения Чехова, тем более что они сопряжены с талантливой музыкой, – перспектива для нас заманчивая.
Мы связались с композитором. Он быстро откликнулся и сообщил, что его увлекает сотрудничество с нашим театром. И вот клавиры этих опер лежат на моем столе. Сейчас размышляем, как они сочетаются с возможностями нашего театра, применительно к труппе. Если постановка осуществится, полагаю, московские зрители и гости Москвы с интересом придут в Камерный театр на оперу нашего белорусского коллеги.