Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Он создал город-сад

Друг Малевича и Суетина придумал суперархитектуру, которую поняли только век спустя

Так проходили занятия в мастерской УНОВИСа в сентябре 1920 года. У доски чертит свои супрематические фигуры Казимир Малевич, рядом – Лазарь Хидекель, перед группой юных художников на табурете сидит Николай Суетин. Фото: Lazar.KhidekelSociety

ЗАГЛЯНУВШИЙ В БУДУЩЕЕ

В Беларуси вовсю готовятся к чествованию объединения УНОВИС - ему в 2020 году исполнится сто лет. Одним из главных праздничных мероприятий станет выставка Лазаря Хидекеля.

Он был одним из основателей «Утвердителей нового искусства», видным супрематическим архитектором-новатором. А в историю вошел как человек, заглянувший в будущее. Хидекель первым придумал высаживать деревья на крышах, предвидел появление небоскребов и мечтал о времени, когда города будут не разрушать окружающую среду, а взаимодействовать с ней.

Лазарь родился в Витебске, учился в народном художественном училище у Шагала, Лисицкого и Малевича. Потом уехал жить и творить в Ленинград, а позже - в Нью-Йорк. Оттуда прибыли на праздничные мероприятия его потомки. Сын Марк, ставший дизайнером, с супругой Региной - доктором искусствоведения - и их наследник Роман, который пошел по стопам деда.

- Рад, что имя моего отца и учителя вернулось на родину, - сказал на церемонии награждения Марк Хидекель. - Витебск - знаковый город в мировом искусстве. Малевич и мой отец говорили о том, что их поймут через сто лет. Так и получается. Гуляя по Нью-Йорку, вижу те фактуры, о которых они мечтали: металлические конструкции - самые главные в супрематизме.

Выставка работ Лазаря Хидекеля откроется в феврале 2020-го. В Минск привезут около сотни его работ: эскизы космических домов, футуристические планы «Города-сада», «Аэрогорода», «Аквагорода», а также документы УНОВИСа.

Выставки Хидекеля уже проходили в Нью-Йорке, Лондоне и Цюрихе, а вот в Беларуси работы покажут впервые.

СПРОЕКТИРОВАЛИ НА ТРОИХ

В 2013 году семья Хидекеля учредила специальную премию разработчикам инновационных и экологических решений. В Беларуси награду вручали впервые.

- Оцениваем в проектах стремление беречь природу и защищать человека, - говорит Марк Хидекель.

Лауреатами стали победители фестиваля «Архитектурная осень-2019». Один из призеров, коллектив студии WXCA из Варшавы, придумал польский павильон для выставки «ЭКСПО-2020» в Дубае из деревянных ящиков, напоминающих транспортные контейнеры. Вторым стал Сергей Быков из Белорусского национального технического университета с проектом техцентра автомотоспорта в Раубичах. Третьей - Александра Арасланова из Витебского технического колледжа с концепцией архитектурно-археологического комплекса на площади 1000-летия в Витебске.

- Тему экологии в жизненном пространстве впервые сформулировал мой отец - в манифесте «АЭРО» в 1920 году, - говорит Марк Хидекель. - Там говорится, что задача архитектора - защитить человека от стихии и сохранить землю нетронутой для потомков.

В честь юбилея УНОВИСа в Минске, Витебске и других городах также пройдут международные пленэры, выставки, и уличные форумы.

СПРАВКА «СВ»

Объединение «Утвердители нового искусства» (УНОВИС) родилось в Витебском народном художественном училище. Казимир Малевич, приехавший туда преподавать, очень быстро сплотил вокруг себя единомышленников - студентов и учителей. И вскоре в местных «Известиях» был опубликован манифест творческой группы. К августу 1920-го в ней состояли почти сорок человек: Эль Лисицкий, Николай Суетин, Илья Чашник, Лазарь Хидекель, Михаил и Абрам Векслеры… Главной своей задачей они считали свержение старого мира искусства и утверждение супрематизма как высшей формы творчества. В 1922 году из училища в первый и последний раз выпустились студенты: подавляющее большинство были участниками объединения. А вскоре город покинул и сам Малевич. И постепенно УНОВИС перестал существовать.