САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

«Неравный брак»: призрак картины

Редчайший случай в мировом искусстве. В Третьяковской галерее и Национальном художественном музее Беларуси висит одна и та же картина Василия Пукирева. Как такое возможно и причем тут знаменитая Лидия Русланова?

ОРИГИНАЛ

Даже в деталях два полотна почти идентичны. И различаются лишь цветовой гаммой: минский вариант – светлее, что особенно заметно по облачению священника. Фото: Wikipedia.org

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПЛЕННИЦА

История создания шедевра - целый роман. Где есть все: и муки неразделенной любви, дружба, едва не переросшая в кровную ненависть, божественное предвидение мастера и, конечно, деньги. Много денег. Целое состояние, которое Павел Третьяков вбухал, чтобы перехватить шедевр у одного барыги-собирателя.

Кто-то может назвать художника банальным конъюнктурщиком - удачно сыграл на волне общественного мнения, порицавшего «продажу» молодых невест богатым старикам. В феврале 1861 года даже вышел Указ Священного Синода, осуждавший браки с большой разницей в возрасте. Пукирев пишет свою картину в 1863-м. Но общественный тренд здесь ни при чем.

Художник отобразил на полотне любовную драму своего друга, молодого купца Сергея Варенцова. Тот был влюблен в одну девушку и настойчиво добивался ее руки. Судьбу детей в вопросах брака в то время решали родители. Без их благословения венчание было бы невозможно. А родители возражали. Говорят, что Пукирев даже предлагал Варенцову украсть невесту и обвенчаться с ней тайно в какой-нибудь сельской церквушке. Но Варенцов и слышать не хотел о брачной партизанщине. Он хотел все чин по чину. Да и приданое невесты, весьма недурственное, кое-что значило для него, человека с коммерческой жилкой.

Он уж и так подкатывал, и сяк. Но его кандидатуру окончательно отвергли. И выдали девушку за человека почтенного, с положением, правда, старше ее на тринадцать лет. Но моральные истязания Варенцова не закончились. На свадьбе ему пришлось исполнять роль шафера жениха, поскольку он состоял с ним в родстве.

На следующий после свадьбы день Варенцов, совершенно павший духом, приехал к Пукиреву и до поздней ночи, что называется, изливал ему израненную душу. Художник настолько проникся драмой друга, что решил отобразить ее на холсте. Благо сюжет уже готов. Остальное было делом живописной техники и творческого вдохновения, которое бурлило в мастере. Ни до ни после он больше не создал ничего подобного. «Неравный брак» стал вершиной его творчества. И вошел в сокровищницу русской живописи.

ВСЯ ЖИЗНЬ - ТЮРЬМА

Картина вызвала ажиотаж сразу, как только ее разместили на выставке в Академии художеств. Успех был настолько огромным, что вчерашний выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества тут же удостоился звания профессора Академии художеств. Картина дерзко вырывалась из общепринятых тогда живописных канонов. В том числе и своими размерами. Персонажи изображены почти в натуральную величину - такого раньше не было. Детали прописаны ярко, выпукло и правдиво, что придает картине зрительный объем: герои словно живые, до которых можно дотронуться.

Не обошлось и без творческого преувеличения. Реальному жениху в той истории был всего лишь 31 год. Красавец-мужчина в самом соку вовсе не выглядел бессмертными мощами рядом с 18-летней девушкой. Но это в жизни. На холсте Пукирев решил добавить драматизма, и мастерским мазками превратил жениха в плешивого старикана. Его соседство с юной невестой выглядит уродливым, трагическим диссонансом.

«Венчается раба божия…» - слышим мы голос батюшки, которой вот-вот наденет на безымянный палец невесты обручальное кольцо. Для нее это как приговор. Биография кончится. Вспомним у Пушкина: «Я другому отдана и буду век ему верна». О времена, о нравы были. Какая там эмансипация. Житейская тюряга до скончания дней.

«Неравный брак»: призрак картины
 

АВТОРСКАЯ КОПИЯ ИЗ МИНСКА

Фото: artmuseum.by

А все из-за бабла, будь оно проклято. Старикан, видно, зажиточный. На невесту, которая ему во внучки годится, смотрит надменным взглядом победителя: «Мои деньги все могут». И плотоядно предвкушает, как уже ночью, когда все гости, откланявшись, разъедутся, он у свежезастеленного брачного ложа будет крючковатыми своими пальцами снимать с молодой жены ее нижнюю рубашку, обнажая девственное юное тело.

- Невеста на картине - настоящий цветок. Очарование юности, - говорит искусствовед Татьяна Макарская. - Мастеру удивительно удалось передать ее нежность и беззащитность. Невеста написана округлыми мягкими линиями. Тогда как жених, напротив, кажется, весь состоит из углов и прямых линий, что символизирует увядание, омертвение. То есть ту атмосферу, в которой предстоит увянуть и девичьему очарованию. Художник словно бы предсказывает ее печальную судьбу.

НАГАДАЛ СУДЬБУ

Живописец и правда оказался провидцем. Образ невесты он писал с реально жившей в то время девушки - Прасковьи Варенцовой (просто однофамилицы его друга). Она была внебрачным отпрыском очень знатного княжеского семейства, которое, однако, не бросило ее на произвол судьбы и принимало весьма деятельное участие в ее жизни. Пукирев влюбился в Прасковью и сделал предложение. Но получил отказ от ее знатных родственников. В итоге ее выдали замуж за состоятельного вельможу Николая Цицианова, много старше годами. Ни счастья, ни богатства неравный брак Прасковье не принес. Уже состарившись, одинокая вдова Цицианова доживала свои дни в Мазуринской богадельне в Москве.

И все же один персонаж на уже законченном полотне художнику пришлось переписывать. Изначально он изобразил Сергея Варенцова шафером невесты, стоящим позади нее со скрещенными руками. Варенцов был страшно возмущен. В молодости душевные раны заживают быстро. К тому времени, хотя прошло всего два года, Варенцов уже собирался делать предложение новой возлюбленной и свое присутствие на холсте, да еще в таком трагически-печальном образе, посчитал недопустимым. Пукирев, скрепя сердце, согласился ради сохранения дружбы. Дальше - только версии. По одной из них - он просто дорисовал ему бороду. По другой - изобразил вместо него самого себя.

Там же на выставке холст за 300 рублей приобрел собиратель Александр Борисовский. Для Пукирева, бывшего крепостного, получившего вольную, это был хороший гонорар. Позже картину свозили в Париж на Всемирную выставку, где она также произвела фурор. А затем ее перекупил у Борисовского Павел Третьяков для своего собрания. Отвалил за шедевр 1,5 тысячи рублей. По тем временам - целое состояние.

ПОД МИКРОСКОПОМ

ДОЛГАЯ ДОРОГА В МИНСК

Точный список своего шедевра Пукирев создал в 1875 году - просто решил заработать на волне успеха. В Национальный художественный музей Беларуси холст попал уже после Великой Отечественной войны стараниями его директора Елены Аладовой.

Во время фашистской оккупации практически все собрание главной картинной галереи республики пропало. С восполнением фонда здорово помогла Третьяковская галерея. Но и сама Аладова, обладавшая волшебным даром обаяния, ездила в Москву и Ленинград, выкупала картины у частников. Говорят, что пукиревский список ей удалось заполучить из коллекции семьи Дуровых. Знаменитые циркачи расставались с картинами крайне неохотно, но Аладовой удалось.

- «Неравный брак» - украшение нашей коллекции, - говорит научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси Дмитрий Солодкий. - Отличия от первозданного варианта самые минимальные. Так, на полотне в Третьяковке мы видим резкую светотень, которая детальнее отражает фелонь священника, расшитую золотом. На нашей же картине игра света более мягкая. Возможно, за тринадцать лет, прошедших после написания оригинала, художник освоил новые приемы и техники, которые и хотел показать в новом варианте своего шедевра. Это ему удалось.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также