САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Кто получит премию Союзного государства?

«Мне приятно находиться в компании таких замечательных людей. Я чувствую радость и трепет - просто находиться рядом с этими людьми. Важно, что нас увидели, что нас всех тут собрали. Думаю, что все мы достойны этой премии…»

«Мне приятно находиться в компании таких замечательных людей. Я чувствую радость и трепет - просто находиться рядом с этими людьми. Важно, что нас увидели, что нас всех тут собрали. Думаю, что все мы достойны этой премии…» Представляем белорусских номинантов Премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2007-2008 годы Народные памятники Валентина Занковича Имя Валентина Занковича, архитектора-скульптора, лауреата Ленинской премии и премии Ленинского комсомола, широко известно специалистам в области скульптуры и архитектуры не только в Белоруссии, но и за ее пределами. Ведь работы мастера по праву называют «визитной карточкой» многих белорусских городов. Именно Валентин Занкович – один из авторов всемирно известных мемориальных комплексов – «Хатынь», «Брестская крепость-герой», обелиска «Минск – город-герой», памятника «Катюше» в Орше, мемориального парка в городе Россоны Витебской области. Кроме того, архитектор активно участвовал в застройке жилых районов белорусской столицы. – Валентин Павлович, ваша кандидатура предложена на соискание престижной премии за увековечение подвига народов СССР в годы Великой Отечественной войны на территории Белоруссии. Эта тема – основная в вашем творчестве. Почему? – Великая Отечественная война затронула меня лично. Я был пятилетним ребенком, когда эта страшная беда обрушилась на нашу землю, но я помню, как взрослые начали связывать узлы и собирать чемоданы. А потом пришла весть, что поезда уже не идут, в Минске разбомбило станцию… Словом, я остался в оккупации. И совершенно естественно, что тяжелые впечатления раннего детства не могли позже не воплотиться в том материале, в котором я работаю, – глине и бронзе. На всю жизнь я запомнил и постоянный страх, и тревожные ночи, когда вокруг полыхало зарево пожаров, – значит, кого-то сожгли, расстреляли… Конечно же, все пережитое не могло не отразиться на моей работе. Да и так сложилось, что мне пришлось работать над многими конкурсными проектами о Великой Отечественной войне. И это здорово, потому что конкурс дает большой простор для творчества. Когда, например, был объявлен конкурс на строительство мемориала «Брестская крепость-герой», мы с моим коллегой, архитектором Олегом Астаховичем, автором Кургана Славы, поехали в Москву к скульптору Александру Кебальникову. Мол, у нас есть предложение поработать с интересной темой. Почему мы обратились именно к нему? Просто, проанализировав работу всех мастеров, решили, что именно Александр Павлович Кебальников может раскрыть психологию человека наиболее емко, выразительно. Он недолго колебался и доверился нашему энтузиазму. Надо сказать, что мы действительно были молоды и напористы. Неделями жили и ночевали в мастерской. И такая напряженная работа над этой великолепной для любого художника темой длилась целых 10 лет: пять лет ушло на конкурсы, еще пять – на саму работу. Наш тогдашний лидер Петр Миронович Машеров особо подчеркивал, что такая дружба творческих людей для него очень ценна и важна. Ведь в Брестской крепости сражалось более 30 национальностей, и то, что память о них увековечит дружный авторский коллектив русских и белорусов, – это очень важно. – Очевидно, что вам особенно близка партизанская тема. Ведь в числе самых известных ваших работ последнего времени – памятники «Партизанам Полесья» в Пинске и «Беларусь партизанская» в Минске... – То, что осталось в моей детской памяти (мои дяди воевали в партизанах), и то, что говорил Петр Миронович о том, что партизанское движение не нашло еще должного отражения ни в кино, ни в литературе, ни в изобразительном искусстве, давно подводили к партизанской теме. А тема эта настолько мощная, как и само это уникальное явление в истории человечества. Машеров говорил, что не знает, как эту мощь выразить художественным языком, но как хозяйственник он считал, что по деньгам это должно стоить не меньше Брестской крепости. Он даже намечал место, где должно было быть увековечено партизанское движение, проводились конкурсы на лучший проект, и я участвовал в них. Но потом, когда Машерова не стало, – дело заглохло. И вот когда в Минске реконструировали Партизанский проспект, мэр белорусской столицы Михаил Павлов спросил у главного архитектора города, почему в нашей партизанской республике проспект Партизанский есть, а памятника партизанам – нет? Я как раз закончил работу над памятником «Партизанам Полесья» в Пинске, а потому с радостью принял предложение поработать над эскизами. Специально поехал на станцию метро «Могилевская» и был ошеломлен ее архитектурой: настоящий подземный дворец! А наверху уже кипела работа по реконструкции Партизанского проспекта. Меня поразили простор, размах проводимого благоустройства. Было очевидно: чтобы монумент вписался в окружающую среду, он должен быть столь же масштабным, впечатляющим. К тому же место расположения композиции – въезд в город – тоже определяет многое. Памятник нужно было «поднимать», чтобы он читался на фоне неба. Выбирая форму, я остановился на колонне. Наверное, идея родилась под впечатлением мраморных колонн станции метро «Могилевская». Кроме того, колонна как круглая форма концентрирует максимум информации, хранит в себе некую тайну. Подобные изваяния давно украшают многие европейские города. – Памятники, которые создали вы, можно по праву назвать «народными» – без них невозможно представить наши города. Работая над проектами, вы учитываете мнение ветеранов Великой Отечественной войны? – Несомненно. К примеру, во время работы над памятником «Беларусь партизанская» в моей мастерской бывали представители различных общественных организаций, Мингорисполкома, лично мэр Минска Михаил Павлов, члены монументального экспертного совета при Министерстве культуры и, конечно же, ветераны. Обсуждение проекта с ветеранами состоялось и в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны. Они вносили свои предложения, которые, безусловно, я учитывал. А в целом, создавая памятники героям Великой Отечественной войны, я стараюсь акцентировать внимание наших современников не только на Белоруссии сражающейся, но и на стране возрожденной, Родине мирной, устремленной в будущее. Отдавая дань уважения и памяти минувшим героическим событиям, храня главные вехи истории для потомков, мы должны увековечить не только вчерашний день нашей общей Родины – СССР, но и будущее наших народов, за которое наши отцы и деды заплатили на полях сражений очень дорогую цену. Беседовала Александра АНЦЕЛЕВИЧ Актерский талант Владимира Гостюхина То, что любимый миллионами белорусских и российских зрителей актер Владимир Гостюхин представлен на соискание премии Союзного государства, – закономерная оценка его многолетней и плодотворной деятельности в кино и театре, огромного личного вклада актера в развитие российской и белорусской культуры, в расширение дружеских связей между нашими братскими народами. Но секрет популярности Гостюхина – не только в его актерском мастерстве. В судьбе и в самой личности Владимира Васильевича есть нечто, что делает его не просто интересным, а близким такому множеству людей. Можно много и долго говорить о загадке Гостюхина. Но может, никакой загадки-то и нет? Просто мы, россияне и белорусы, столь искренне любим его героев потому, что в гостюхинских глазах мы можем увидеть свои собственные – глубокую печаль и живую улыбку, отчаянную боль и долгожданную радость. И все его герои, как и мы с вами, несут на своей душе, словно крест, бремя своих страстей и своей человечности… Владимир Гостюхин – один из самых известных деятелей киноискусства России и Белоруссии. Он сыграл более 70 главных ролей в художественных и телевизионных фильмах. Среди них – «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Наш бронепоезд», «Возьму твою боль» Михаила Пташука, «Урга» Никиты Михалкова, «Прикованный» Валерия Рыбарева, «Охота на лис» Вадима Абдрашитова. Многие из них стали классикой отечественного и мирового кино, а сам Владимир Гостюхин – гордостью отечественного кинематографа. Хотя, по словам самого Владимира Васильевича, как актер он действительно стал известным благодаря кино, но тем не менее начинал с театральной сцены. И потом, уже став известным киноартистом, расстаться с театром так и не смог. Сегодня постановки с Гостюхиным в главной роли зритель может увидеть на сцене Минского театра-студии киноактера. А самый любимый зрителями спектакль – наверняка «Миленький ты мой», по пьесе российского драматурга Михаила Ворфоломеева. Впервые поставленный на минской сцене в начале 90-х, когда на экраны хлынула настоящая волна примитивизма и пошлятины, этот спектакль стал для многих зрителей своеобразной отдушиной – люди приходили на постановку по пять, а то и по десять раз. Но кино, как признается сам Владимир Васильевич, «берет» больше: интересные, яркие характеры живут на экране такой непростой и такой настоящей, понятной для каждого человека жизнью. Среди его картин особое место занимает поистине народный сериал «Дальнобойщики». О простых людях – о работягах, которые не подсиживают друг друга, не плетут интриги, как это сегодня модно показывать на экране, а подставляют плечо своему товарищу в сложных жизненных ситуациях. Как сказал однажды Владимир Васильевич, он часто отказывался сниматься в «мыльных операх», во всех этих сериалах, где главные герои – бизнесмены, бандиты, проститутки. Но когда прочитал сценарий «Дальнобойщиков» – согласился сразу. Потому что эти двое мужиков – быть может, подчас грубые и даже смешные, но настоящие – от своей земли. Они любят ее и понимают, что такое настоящая дружба. Актерский талант Владимира Гостюхина настолько же понятен и близок, насколько многогранен. В содружестве с вокальным коллективом «Чистый голос» к 55-летию нашей общей Великой Победы им была создана музыкально-поэтическая композиция «На войне как на войне», которая прозвучала на крупнейших российских сценах. А еще – Владимиру Гостюхину близка поэзия Сергея Есенина, потому что, читая поэта, он проживает каждую его строчку своим естеством. Как, собственно, и каждую свою роль: Владимир Гостюхин не играет, а проживает ее. На нынешнем «Славянском базаре в Витебске», на пресс-конференции с номинантами на премию Союзного государства в области литературы и искусства он сказал: – Мне неважно, получу я премию или нет. Мне приятно находиться здесь, в компании таких замечательных людей. Я чувствую радость и трепет – просто находиться рядом с этими людьми. Важно, что нас увидели, что нас всех тут собрали. Думаю, что все мы достойны этой премии. Я никогда не разделялся между Белоруссией и Россией, не расставался с ними. Я родился в России, живу в Белоруссии, и все, что происходит в России, я воспринимаю всей душой, всем сердцем. Я переживаю, страдаю, мучаюсь, радуюсь одинаково за то, что происходит сегодня и в Белоруссии, и в России. Белоруссия – моя нынешняя Родина. Я люблю эту страну. Я счастлив, что я живу здесь в это время. Радуюсь, волнуюсь, переживаю за то, как развивается моя страна – Белоруссия и как сейчас замечательно развивается Россия. Было время, когда волосы мои покрывались сединой: я переживал за то, что происходит в России. Теперь я радуюсь, что Россия динамично идет к тому мощному, большому, сильному государству, каким она и должна быть. Жить одновременно в Белоруссии и России, – это естественное мое состояние. Я не расстаюсь с Белоруссией и работаю очень много в России. Я надеюсь, что россиянам нравится то, что я как творческий человек делаю в России. При том, что работаю не только в России, но и в Белоруссии, и на Украине. Для меня Советский Союз – наша великая страна – в моем сердце навсегда останется реальностью. В этих словах – весь Гостюхин. Сын России и Белоруссии, одинаково остро чувствующий и боль, и радость нашей общей земли, нашей общей души, нашей общей истории. Он приходит к нам, россиянам и белорусам, с открытым лицом, глядя на нас глазами своих героев – настолько живых, что мы видим в них самих себя. И понимаем, насколько мы все-таки похожи и близки друг другу. Андрей ТАРАСОВ Оркестр под управлением Михаила Финберга Народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии Беларуси профессор Михаил Финберг вот уже 20 лет возглавляет Национальный концертный оркестр Беларуси, который, правда, называют просто «оркестр Финберга». Он знает каждую белорусскую интонацию, каждую белорусскую песню, однако лично для себя не делит культурное пространство на свое и чужое. Вместе с оркестром он много работает в России и с одинаковым пиететом относится к хорошему произведению как отечественного, так и российского композитора. Михаил Яковлевич Финберг родился в абсолютно немузыкальной семье. Его мама была прачкой, папа – простым рабочим. Жили под Мозырем в деревне Мелешковичи. В 47-м году родители переехали в Мозырь, где будущий дирижер и появился на свет. В доме, который перевезли из деревни, жили большой семьей, а одну из комнат сдавали музыканту любительского духового оркестра. Сегодня маэстро вспоминает, с каким интересом он тогда рассматривал альт квартиранта. «У меня было много братьев и сестер, – говорит он. – Один из братьев дал мне как-то барабанные палочки. И побарабанив, помахав ими в свое удовольствие, я захотел пойти в музыкальную школу и поступил в первый класс. Начал заниматься на скрипке. Инструмент брали напрокат в музыкальной школе, что стоило дорого, а купить свой и вовсе не было возможности». В Минское музыкальное училище попасть с первого раза он не смог. После пятой неудачной попытки решил попробовать стать воспитанником военного оркестра в Курске. Играл на нескольких инструментах, но остановился на тромбоне. «В Курском музучилище моими педагогами были выпускники Московской консерватории, – вспоминает Михаил Яковлевич. – Через несколько лет я перевелся в Минское музыкальное училище, в военный оркестр штаба БВО. Учебу не бросал. А когда стал лауреатом одного из конкурсов, поступил в Белгосконсерваторию на первый курс по классу тромбона. Был круглым отличником, окончил консерваторию экстерном, за четыре года. Мне все время хотелось быть ближе к эстраде, тянуло к дирижерскому делу». Попав на работу в Минский цирк, Михаил Финберг создал оркестр, который по мастерству стал лучшим в системе цирков страны. Он работал с выдающимися мастерами советского цирка – Юрием Никулиным, Олегом Поповым, Игорем Кио, Мстиславом Запашным, знаменитым Карандашом… Специально для них писал музыку, делал различные аранжировки. 21 февраля 1987 года Михаил Яковлевич был назначен художественным руководителем и главным дирижером нового оркестра. Тогда он назывался «Концертный оркестр Беларуси». «Я стал собирать новый коллектив, – рассказывает маэстро. – И всю дальнейшую свою жизнь прожил в оркестре. Рано начинаю работать, очень поздно заканчиваю. Я бескрайне люблю Беларусь и сделал бы все, чтобы благодаря оркестру еще больше знали и еще больше любили мою страну». Когда Финберг только начинал работу в концертном оркестре, не было ни одной авторской программы на стихи белорусских поэтов. Сегодня его коллективом сделано больше двух десятков таких программ, посвященных классикам белорусской литературы – Максиму Богдановичу, Янке Купале, Якубу Коласу, Аркадию Кулешову, Владимиру Короткевичу, Адаму Мицкевичу... Это своеобразная антология белорусской эстрадной песни. Оркестр под управлением Финберга сопровождал многие фестивали и в Москве. Оркестр в России полюбили, он стал невероятно популярен. А уж в самой Белоруссии без его участия сегодня невозможно себе представить ни «Славянский базар», ни любой другой фестиваль. Да и вообще невозможно представить Белоруссию без созданных по инициативе Михаила Финберга фестивалей в древних городах Синеоокой – Несвиже, Заславле, Мире, Молодечно, Турове, Мстиславле. Сегодня, например, когда страна и вся Европа празднуют 200-летие со дня рождения уроженца Белоруссии – Наполеона Орды, все заслушиваются музыкой этого композитора и его друзей-современников в исполнении Национального концертного оркестра Беларуси. «Мне трудно понять, что такое отдельно Белоруссия и отдельно Россия, – признается Михаил Яковлевич. – Я являюсь сенатором Белоруссии и знаю, какие силы прилагаются для укрепления дружбы между нашими народами. Мы, деятели искусства, со своей стороны тоже делаем для этого все возможное». Оркестр под управлением Финберга не однажды участвовал в пленумах Союза композиторов России. В Москве его коллектив провел конкурс «Ступень к Парнасу», на телевидении им записано 678 программ «Угадай мелодию». А сколько новогодних огоньков прошло на российском канале НТВ с участием оркестра, сколько проведено авторских вечеров выдающихся композиторов, которые работали с оркестром. Михаил Яковлевич с гордостью говорит о том, что в Москве за эти годы сделаны 33 программы, посвященные закладке имен 33 звезд композиторов и певцов на Площади звезд. 30 апреля 2004 года над Москвой взошла и звезда Михаила Финберга. Торжественный акт закладки звезды на Площади звезд увенчался пятичасовым концертом белорусского коллектива. Многие звезды российской эстрады ради этого даже отложили собственные гастроли. Михаила Финберга называют «человек-оркестр» не только потому, что он – профессионал с большой буквы, но и потому, что он по-настоящему живет любовью к музыке. «Мои друзья – это мои музыканты. Моя семья – это мой оркестр, – признается маэстро. – Дирижер должен быть человеком очень собранным. Много работать над собой, постоянно повышать свое профессиональное мастерство. Этому надо отдавать все свое время, всю свою жизнь. Есть, конечно, у меня друзья детства. Есть люди, с которыми мне хочется встречаться. Не буду называть их имена – кто со мной остался, тот остался до конца. А в оркестре музыканты – самые мои дорогие и близкие люди. У меня много друзей в Москве. Я дружу со всеми ведущими артистами – Ларисой Долиной, Аллой Пугачевой, Филиппом Киркоровым, Игорем Демариным. Я счастлив, что мне и в Кремлевском дворце, и в концертном зале «Россия» довелось исполнить концерт Давида Тухманова с лучшими российскими композиторами, четырежды исполнял концерты Максима Дунаевского, включая посвященный закладке его звезды в Москве. Множество программ Александры Пахмутовой было сыграно также моим оркестром, последнюю из которых мне удалось сделать заново на фестивале «Золотой шлягер» в Могилеве несколько лет назад. Все композиторы России и Белоруссии – близкие мне люди. Многих, увы, уже нет в живых: Юрия Саульского, Андрея Петрова, Олега Лундстрема, Вадима Людвиковского... Но я буду их помнить, сколько будет биться мое сердце. И играть их музыку».

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Белорусские пограничники задержали в Вороновском районе двух мужчин с беспилотниками
  2. Госдума ратифицировала соглашение с Алжиром о сотрудничестве в исследовании космоса
  3. Владимир Путин доволен развитием отношений Москвы и Астаны
  4. Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Казахстан на саммит ОДКБ
  5. В Севастополе продолжается отражение комбинированной атаки ВСУ
  6. Вячеслав Володин: Необходимо наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов
  7. Два человека погибли при ударе ВСУ тактическими ракетами в Курской области
  8. Владимир Путин проводит переговоры с Касым-Жомартом Токаевым
  9. Владимир Путин прибыл в Астану с двухдневным визитом
  10. Главная ёлка Беларуси засияет в Минске 10 декабря
  11. Итальянские наемники в рядах ВСУ пожаловались на отсутствие необходимого
  12. Economist: Потери Украины за время СВО могут составлять до 500 тысяч человек убитыми и ранеными
  13. СМИ: Не менее шести бомб было размещено на «Северных потоках»
  14. Совет Федерации одобрил закон о действии полиса ОСАГО на территории Беларуси
  15. Александр Лукашенко поучаствовал в неформальном обеде с семьей премьера Пакистана

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также