Под «Песняров» чеканя шаг
Художественный руководитель и главный дирижер образцово-показательного оркестра Вооруженных сил Республики Беларусь полковник Евгений Довжик поделился с «СВ» формулой успеха
На фестивале у каждого коллектива – семь минут на выступление. А вот в репертуаре – никаких ограничений. Фото: Пресс-служба фестиваля «Спасская башня».
ЛЕВОЙ, ПРАВОЙ, ГРЕНАДЕРЫ, ВЫШЕ КИВЕРА
- Чем удивляли зрителей фестиваля «Спасская башня» на этот раз?
- Репетировали весь август. Репертуар выбирали с национальным колоритом. Исполнили попурри по мотивам народных песен в современной обработке: «Купала», «Каваль», «Як пайду ў новую канюшню», «Ой, рэчанька, рэчанька», «Мельніца». Прозвучала и современная музыка белорусских композиторов Владимира Бубена и Леонида Ширина. Сыграли и хиты «Песняров» - их песни в России знают и любят.
Традиционно по брусчатке Красной площади с оркестром прошла белорусская рота Почетного караула. Зрелище потрясающее: чеканя шаг, военнослужащие показывали сложные трюки с оружием в руках и непростыми перестроениями. Мы в этом году удивляли не только музыкой, но и новой концертной формой. Она отшита в лучших военных традициях прошлого: со шнурованными петлями, золотыми пуговицами, бахромой, кивером.
- Непросто, наверное, шагать по брусчатке, одновременно играя марши...
- Главное, не заработать синдром сорванного амбушюра (ambouchure - от слова bouche - рот, фр. - Ред.). Это самая распространенная травма у музыкантов, играющих на медных духовых инструментах. Оркестранты постоянно в движении - инструмент может в любую минуту повредить губы. Нужно быть предельно аккуратными.
Да и умение ходить по выпуклой брусчатке - целая наука: ступать нужно плавно, перекатываясь с пятки на носок - строевой чеканный шаг не подойдет. При этом нужно координировать движение и игру, держать равнение. Эти умения и навыки оттачиваются в коллективе годами. Но молодые ребята, которые недавно к нам пришли, все схватывают на лету.
Кстати, большую роль играет погода. Нам обычно «везет» - выступаем под проливным дождем. Но от участия в военном празднике из-за непогоды никогда не отказываемся. Сдаваться не привыкли - это у белорусов в крови.
МЫ ЕЩЕ ПОХУЛИГАНИМ
- В Образцово-показательный оркестр Вооруженных сил вы пришли 15 лет назад. Быстро нашли общий язык с новым коллективом?
- Так случилось, что мне пришлось сразу выйти на замену заслуженному артисту Беларуси Александру Федорову. Он долгие годы был художественным руководителем оркестра, а в тот момент заболел. Через месяц коллективу предстояло серьезное выступление, так что «командовать парадом» пришлось мне. С первой репетиции почувствовал отдачу, мощную энергетику: работать с такими опытными и серьезными музыкантами было одно удовольствие.
В большом коллективе без честности и открытости - никуда. Мы вместе радуемся победам и за промахи отвечаем вместе. На концерте могут возникнуть разные непредвиденные ситуации, но музыканты и дирижер за долю секунд могут исправить положение, и публика даже ничего не заметит. Конечно, важно любить свою работу, много трудиться, не бояться экспериментов, ведь, как говорится, дирижер должен держать партитуру в голове, а не голову в партитуре.
- В следующем году оркестр празднует семидесятилетний юбилей. Отмечать будете?
- Конечно! День рождения нашего коллектива совпадает с днем смеха, как тут не похулиганить на сцене Центрального Дома офицеров! В прошлые годы мы исполняли пьесу Лероя Андерсона для пишущей машинки с оркестром, «Дуэт котов» и много других юмористических сочинений. Конечно, что-то повторим и в этом году, но обязательно будут и серьезные вещи. Не обойдется и без творческих сюрпризов. Все карты не раскрываю, но надеюсь, что в концерте примет участие наш коллега и друг, маэстро Александр Анисимов - главный дирижер Национального симфонического оркестра Беларуси и дирижер белорусского Большого театра. Думаем, что вместе с нами выступит Образцово-показательный оркестр внутренних войск МВД. Надеемся, зрители получат настоящее эстетическое наслаждение от нашей работы!
ИЗ МИНСКА В МОСКВУ
СЫГРАЕМ ГОГОЛЕВСКУЮ «ШИНЕЛЬ»
- Откуда у вас тяга к музыке?
- Шестилетним мальчишкой под руководством педагога Анатолия Юрьевича Сапина начал играть на виолончели. Признаться, подростком хотелось бросить музыкальную школу: сверстники по полю мяч гоняют, а я репетирую с утра до вечера. Но учителя и родители уговорили продолжить учебу. Окончил Московское военно-музыкальное училище. Потом поступил на военно-дирижерский факультет при Московской консерватории.
- Помните свой первый дирижерский опыт?
- Я мечтал быть композитором: сочинять музыку, создавать аранжировки. На выпуске из военно-дирижерского факультета представил свое сочинение - увертюру-фантазию по повести Гоголя «Шинель». Экзамен сдал на отлично. Хотя, конечно, волновался страшно. Сейчас думаю - я тогда не столько дирижировал, сколько махал руками, как птица крыльями.
У музыкантов каждое выступление - экзамен. Зрители чувствуют все, отдачу и энергетику, неуверенность и фальшь. А дирижер как никто другой нуждается в жизненном опыте, без него невозможно управлять коллективом. Непросто увлечь за собой музыкантов, каждый из которых личность. Тут без таланта и личной харизмы не обойтись.
- Вы родились в Воронеже, судьба привела в Беларусь. В России часто бываете?
- Город своего детства всегда вспоминаю с теплотой.
А конфеты местной кондитерской фабрики «Песни Кольцова» до сих пор самые любимые. Но в жизни все сюжеты не случайны: мои родители родом из Гомельской области и всю жизнь мечтали вернуться в Беларусь. Когда папа ушел на пенсию, переехали на родину.
Мне нравится, что в моей жизни есть и дом, и малая родина, и студенческая юность в Москве. Наши народы от одного корня. Рад, что сегодня между нашими странами только географическая граница.