САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Моральная самоцензура Валерия Ахадова

Валерий Ахадов, режиссер театра и кино, известен тем, что в начале 90-х вывез из огня гражданской войны в Таджикистане Театр русской драмы, познакомил русских зрителей с Анни Жирардо в спектакле «Мадам Маргарита». Его фильмы «Кто поедет в Трускавец?», «Семейные тайны», «Руфь», «Подмосковная элегия», «Женщин обижать не рекомендуется», «Парниковый эффект» всем хорошо известны...

Валерий Ахадов, режиссер театра и кино, известен тем, что в начале 90-х вывез из огня гражданской войны в Таджикистане Театр русской драмы, познакомил русских зрителей с Анни Жирардо в спектакле «Мадам Маргарита». Его фильмы «Кто поедет в Трускавец?», «Семейные тайны», «Руфь», «Подмосковная элегия», «Женщин обижать не рекомендуется», «Парниковый эффект» всем хорошо известны... С «Искушением» «Арт-партнер ХХI» гастролировал в Америке, Канаде, Германии, Израиле, в странах СНГ. Но едва ли не чаще, чем где-либо, этой истории о любви аплодировали в Минске.

– Валерий, чем вы объясните такую популярность спектакля «Искушение»?
– Публика и творцы соскучились по позитивному театру, который дает людям возможность почувствовать, что жизнь хороша. Развлекательные пьесы – про любовь и семью – со времен советского театра были не в моде. А именно такую пьесу искал я для постановки в агентстве «Арт-партнер ХХ1», когда после успеха оперетты «Сильва» на «Славянском базаре» там решили приурочить к следующему фестивалю премьеру. Пригласили меня, а я – актеров, мхатовца Бориса Щербакова, выпускника «Табакерки» Сергея Безрукова и несравненную клоунессу Любовь Полищук. Соединить в ансамбле такие разные школы, поверьте, было непросто. Но в «Искушении» популярного во всем мире итальянского драматурга Альдо Николаи мы нашли момент оптимизма, и исполнители фонтанировали.
С белорусами хорошо знаком со времен ВГИКа – да и кто кого там спрашивал о национальности! Это сейчас спрашивают, для новых поколений наше разделение естественно, и в этом наше несчастье. Для меня же это всегда будет неестественным. Вот в июле ездил на «Славянский базар», и когда мне сказали, что можно ехать с российским паспортом, было так приятно. Сейчас веры в объединение там, может быть, даже больше, чем раньше. Все дело в том, насколько это нужно будет политикам. Вот и в Киргизии, я слышал, хотят провести референдум по поводу объединения с Россией. Слишком многое нас связывало, чтобы без наркоза можно было проводить эту операцию по разделению Союза. Рана до сих пор болит. В Витебске я был всего сутки, но словно в прежние времена попал. А когда номинантов на премию Союзного государства начали представлять, оказалось, что, кроме Гостюхина, никто никого не знает, вот вам и результат.
Но культурное пространство, слава Богу, еще не разделено, потому что сохранилось братство старших поколений. И мы не разделимся никогда.
– А вы помните, как это «разделение» происходило в Душанбе?
– Душанбе, как Баку и Одесса, был одним из самых интернациональных городов страны. После ВГИКа работал там и, чтобы преодолеть страх перед актерами на съемочной площадке, поставил в Театре русской драмы имени Маяковского спектакль по пьесе Чингиза Айтматова «Восхождение на Фудзияму». В 1987 году меня попросили возглавить этот коллектив, и я сделал не одну успешную постановку. На театральном поприще мне сопутствовал успех. А в конце 1990 года в Таджикистане началась Гражданская война, в которой погибли более 100 тысяч человек. До сих пор существует масса семей, которым «памятны» эти дни. Что стало причиной? все о сеть понимаетпонимаете ир началась самая настоящая Грпжданская война, в которой погибло более 100 тысяч человек. постанов В основном бедность и клановые проблемы, кроме того, попытка исламизации, которой часть народа сопротивлялась. Именно в эти дни я прилетел из Москвы на премьеру своего фильма «Руфь» – вместе с Анни Жирардо, ее дочерью и еще одной актрисой. Душанбе горит, и мы три дня прячемся.
С трудом отправил своих гостей и собрал труппу театра: «По-моему, надо уезжать, давайте искать место». Бросил клич по всей стране: кто возьмет труппу во главе с режиссером? Откликнулся Магнитогорск, этакий Нью-Йорк на Урале, в котором жили люди разных национальностей. Там я проработал семь лет. Открыл международный фестиваль «Театр без границ», на который приглашали театры из малых городов, и кинофестиваль «Хрустальная слеза». Наш театр стал центром притяжения интеллигенции и молодежи, иностранцы приезжали и ставили спектакли, мы ездили с ними на гастроли. Жизнь в «нью-васюках» бурлила. В 1997 году я вернулся в Москву, а театр остался в Магнитогорске.
– Вы работали и с блистательными русскими актрисами – Гундаревой, Полищук, Тереховой, Купченко, Розановой, а удалось ли вам открыть хоть одну тайну про женщин?
– Одну – да, но какую! На самом деле всем руководит женщина, хотя кажется, что и в жизни, и в литературе, и в кино она только подыгрывает мужчине. Мужчины думают, что они – властители мира, но это не так, мы все равно ведомые, потому что женщины мудрее, эмоциональнее нас, и мы невольно подчиняемся им. Это надо признать, потому что сама природа устроила так.
– Какие искусства, на ваш взгляд, могут объединить нас сегодня?
– Из всех искусств важнейшим у нас по-прежнему является кино, правда… американское. Оно мобильно – заходит в каждый дом и воспитывает наших детей. Театру далеко до него. А в кино сейчас работаем на инстинкты людей, и в этом случае чрезвычайно важна гражданская, человеческая позиция художника. Я так и говорю слушателям Высших режиссерских курсов – у вас должна быть моральная самоцензура, чтобы вам нестыдно было за свои фильмы перед детьми.
– Продолжаете ли работать с агентством?
– Сейчас ищем новую пьесу, и скажу вам – если бы у агентства было свое помещение, это был бы востребованный театр. В месяц играют 35-36 спектаклей по стране, а в репертуаре до 14 названий. «Арт-партнер ХХ1» представляет интересы актеров и в кино. Сейчас, к слову сказать, две картины снимают в Минске. Агентство постоянно сотрудничает с Белоруссией, и не случайно именно ему в 2004 году было поручено провести День Союзного государства в Колонном зале. Генеральный директор «Арт-партнера ХХ1» Леонид Роберман родом из Гомеля. Постановки окупают себя. Посмотрите на имена авторов пьес, постановщиков, исполнителей – их рад будет пригласить любой стационарный театр.

С номинантами беседовала Нина КАТАЕВА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Генсек НАТО утверждает, что военные КНДР уже задействованы в Курской области
  2. Латвийский журналист Юрий Алексеев намерен просить политического убежища в Беларуси
  3. Украинский коптер атаковал машину в Курской области, погибли два человека
  4. Жозеп Боррель: Украинский конфликт сейчас отошел на второй план
  5. В Финляндии начали конфискацию госимущества РФ
  6. Астраханская и Могилевская области подписали новое соглашение о сотрудничестве
  7. Путин заявил о рекордно низком уровне безработицы
  8. Владимир Путин: Российская промышленность задает хороший опережающий тон
  9. Бориса Грызлова и Владимира Андрейченко наградили Почетной грамотой Парламентского Собрания
  10. Instasamka станет солисткой группы «Ленинград»
  11. Владимир Путин: России угрожать бессмысленно. Нас это только взбадривает
  12. Bild: Россия намерена до конца 2026 года взять под контроль Харьков и Днепр
  13. Александр Лукашенко: Минск готов участвовать в модернизации морского порта на Сахалине
  14. Лукашенко заявил, что Беларусь и Россия могут выйти на полное импортозамещение
  15. Лукашенко заявил о планах 5 декабря провести Высший госсовет Союзного государства

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

Александр Лукашенко: Высший Госсовет состоится в декабре

Александр Лукашенко: Высший Госсовет состоится в декабре Автор Михаил Васильев

МНЕНИЯ

Отдайте нам Чубайса!

Валерий Чумаков

Начать процедуру экстрадиции бывшего главы РАО «ЕЭС России» призвал спикер Государственной Думы Вячеслав Володин


Западу настал полный БРИКС

Анатолий Заусайлов

Саммит в Казани показал, что изолировать Россию невозможно

Полет «хромой утки»

Анатолий Заусайлов

Джо Байден все-таки добрался до Германии

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также