За сто лет на старейшей киностудии России сняли больше полутора тысяч фильмов. Некоторые из них получили призы международных кинофестивалей в Каннах, Венеции, Берлине, уже не говоря об отечественных наградах.
«ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ»
Сценарий этого фильма десять лет пролежал на студии: в 1950-е годы казалось технологически нереальным снять подобное. Даже в Голливуде подумывали об экранизации книги Александра Беляева, но отказались от идеи. А режиссер Геннадий Казанский добился своего. Привлек к съемкам профессионалов-подводников. В Ленинградском институте физкультуры Анастасия Вертинская, которая совсем не умела плавать, и Владимир Коренев прошли курс обучения подводному плаванию. Нашли подходящее место в Крыму. И все получилось.
Многие предрекали ленте полный провал. После выхода на экраны фильм жестко критиковали в прессе, мол, несоветский какой-то. Но в прокате лента собрала 65 миллионов зрителей, и недоброжелатели умолкли.Об этой красивой истории напоминают два костюма Ихтиандра: в одном он снимался в воде, в другом - на суше. Их смастерили из эластичной ткани, как в плотных женских колготках, и вручную нашили на каждый десять тысяч чешуек, вырезанных из старой белой кинопленки и покрашенных водостойкой перламутровой краской.
Один костюм Ихтиандр использовал для "сухой" съемки, другой - для "мокрой". ФОТО: Елена Ливси
«ДАМА С СОБАЧКОЙ»
Фильм
Иосифа Хейфица по рассказу
Антона Чехова произвел фурор на международных фестивалях.
Федерико Феллини смотрел его несколько раз.
Марчелло Мастроянни признался, что и сам бы снялся в нем.
Ингмар Бергман сказал, что это его любимое кино. В Лондоне «Дама…» получила почетный приз за режиссуру, в Хельсинки дали диплом
Алексею Баталову, в Каннах - спецприз
Ие Саввиной. К слову, эта роль перевернула жизнь актрисе: Ия Саввина закончила факультет журналистики и собиралась работать редактором в издательстве. Но тут ее увидел в студенческом спектакле Баталов и привел к режиссеру. Теперь платье ее героини хранится в музее.
ГОЛОВА ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ
Фантасты предвидят будущее, это факт. Парализованному программисту из Владимира Валерию Спиридонову недавно собирались пересадить голову на другое тело. А в романе Александра Беляева, вышедшем в 1925 году, и фильме Леонида Менакера 1984 года трансплантацию уже показали.
Считают, что писатель прочел в газете о реальном опыте на собаке: псине отрезали голову и поддерживали жизнь через трубочки с раствором. Собачья голова моргала от резкого звука и даже съела сыр, который, конечно, тут же вывалился наружу. Да и сам парализованный из-за туберкулеза позвоночника писатель мечтал о трансплантации…
Поэтому профессор Доуэль, изобретя целительный раствор, и завещал ассистенту Корну опробовать его на себе самом после смерти. Корн пошел еще дальше: пришил голову одной погибшей девушки к телу другой, и получилось. А вот найти тело для ученого не успел: специальный раствор закончился, секрет его изготовления Доуэль открыть помощнику не успел.
Когда фильм вышел, говорящая голова на подставке пугала зрителей. Сегодня, спасибо современным спецэффектам, уже и не такое видели.
ТУФЕЛЬКА ЗОЛУШКИ
Хрустальная туфелька из фильма Надежды Кошеверовой, вышедшего в 1947 году, - один из самых популярных экспонатов. Ведь она помогла бедной Золушке найти Принца! Разве это не мечта девушек всех времен?
Увы, именно эту туфельку надеть никому не удастся. И не только потому, что она хранится за стеклом. А еще и потому, что она уникального 31-го размера. Вот такая маленькая ножка была у актрисы Янины Жеймо. Да еще и рост 148 сантиметров. В роли юной Золушки снялась в 38 лет, а ведь и не скажешь.
Туфелька изготовлена из оргстекла, очень неудобна, и на самом деле в таких нельзя не то что танцевать, даже толком ходить. Поэтому актриса надевала обувку на съемки всего пару раз.
ФОТО: Елена Ливси
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПРИНЦА ФЛОРИЗЕЛЯ»
Рядом с платьем Ии Саввиной висит костюм принца Флоризеля. Актер Олег Даль поначалу был им очень недоволен, плохое настроение отражалось и на работе. Он хотел, чтобы его герой казался самым элегантным, элегантнее не бывает. Но предложенный пиджак действительно сидел неидеально, топорщился на спине, пришлось заколоть булавкой. Тогда художник «Ленфильма» сшила ему новые костюмы, в точности по фигуре. И актер, почувствовав себя уверенно, сыграл блестяще.
«СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»
Тридцать лет прошло после выхода фильма и немногим меньше ста лет - повести Михаила Булгакова. А история как была актуальной, так и остается. Фамилия Шариков стала нарицательной по отношению к глупым, но имеющим власть людям. Фразы профессора Преображенского разошлись на цитаты. Например, «не читайте перед завтраком советских газет», «разруха не в клозетах, а в головах», «в печку его!» Об этом и можно подумать, рассматривая реквизит из фильма.
К слову, квартиру профессора, куда он привел уличного пса, обставили в доме на Моховой улице. Здесь еще до революции жили министры, дипломаты, художники, в общем, научная и творческая интеллигенция. После революции жильцов уплотнили, но интеллигентная атмосфера осталась. Петербургская улица сыграла роль московского Обухова переулка. Недавно во дворе дома установили памятник Преображенскому и Шарику, в честь юбилея телефильма.
Вещи Филиппа Филипповича Преображенского можно рассматривать часами. ФОТО: Елена Ливси
«ШЕРЛОК ХОЛМС И ДОКТОР ВАТСОН»
Рассказы Артура Конан Дойля так и просятся на экран, и режиссеры все никак не могут остановиться. Всего истории о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне снимали больше двухсот раз, а роль сыщика исполняли 75 актеров. Но фильм Игоря Масленникова считается лучшим, это признавали и сами англичане. Портрет Василия Ливанова в этой роли повесили в музее Холмса на Бейкер-стрит.
Виталий Соломин в роли Ватсона очень похож на самого автора, Конан Дойля. А вот какой должна была быть миссис Хадсон? На эту роль пробовались многие, но взгляд Масленникова упал на Рину Зеленую. Актрисе в то время было почти 80 лет, и поэтому ее не хотели утверждать. Режиссер предложил: «Можно я вас буду называть Екатерина Васильевна?» (это было ее паспортное имя). Актриса пошутила: «Уж лучше зовите меня Руина Васильевна!» А когда Масленников предложил увеличить ее роль, отказалась: «Я никогда в жизни не играла мебель, и мне это нравится».
В музее хранится зеленое платье миссис Хадсон и есть уголок Шерлока Холмса.
ТЕАТР «АКВАРИУМ»
В одном из павильонов нынешнего «Ленфильма» в конце XIX века располагались ресторан и театр, где проходили концерты и спектакли. Владелец участка земли мечтал построить подводный зоопарк, но не получилось, а название «Аквариум» осталось. Здесь в мае 1896 года провели первый в России киносеанс. Французский фильм, снятый по технологии братьев Люмьер, вызвал настоящую сенсацию. А вскоре здесь стали снимать и собственное кино. Сейчас на студии обустроили уголок старого «Аквариума».
«ЦАРСКАЯ ОХОТА»
Платье миссис Хадсон соседствует с нарядом Анны Самохиной из фильма про княжну Тараканову. Девушка заявляла, что она внучка Петра I, и претендовала на российский престол. Конечно, правившая в то время Екатерина II всполошилась и послала Алексея Орлова, брата своего любовника Григория Орлова, нейтрализовать самозванку. Тараканова влюбилась в графа Орлова без памяти, тот заманил бедняжку на корабль и якобы женился на ней, а на самом деле их обвенчал переодетый матрос. Можно сказать, девушка пала жертвой любви. И в каземат Петропавловки ее заточили беременной. Если верить картине Константина Флавицкого, самозванка утонула во время наводнения. Но в фильме говорится, что она скончалась во время родов.
Меха, парча, шелк - что может быть роскошнее?
ФОТО: Елена Ливси
«МУСОРГСКИЙ»
Модест Петрович, конечно, был гений, новатор, вдохновленный русской историей и фольклором. В семь лет уже на слух подбирал на фортепиано пьесы, в тринадцать сочинял сам. Родители признавали талант сына, но тем не менее по семейной традиции отдали в гвардейское училище. Возможно, это и сломало ему жизнь. Он так и не женился, хотя очень любил детей, сочинил прекрасный «Детский» фортепианный цикл пьес.
Уйдя с военной службы, перебивался случайными заработками и умер в нищете. Но и музыку его часто не понимала публика и критиковали даже друзья по «Могучей кучке». Композитор стал пить. По официальной версии, скончался от белой горячки, всего в 42 года. Его друг Илья Репин прибежал в больницу и успел за девять дней до смерти композитора написать его единственный прижизненный портрет. Мусоргский на нем выглядит уже очень плохо.
В фильме 1950 года показан период, когда Модест Петрович остался без работы. По сюжету, он смастерил кукол, с которыми выступал на домашних концертах у друзей. Он дергал их за ниточки и пел красивым баритоном. Это был первый цветной художественный фильм на «Ленфильме». Ленту потеряли, но потом нашли и восстановили.
«КОНТРИБУЦИЯ»
Зал «ГаражЪ» - одно из самых интересных мест в музее студии. Машины хоть и раритетные, но на ходу и в любой момент могут вновь отправиться на съемки. Этот «Форд» начала XX века - настоящая звезда, появлялся во многих фильмах и сериалах. Из последних - «Власик. Тень Сталина», о судьбе начальника охраны вождя народов. Сериал «Тальянка» - о летчике Великой Отечественной войны, сбежавшем из немецкого плена в итальянское Сопротивление.
Сериал «Мата Хари» - о самой известной красавице-шпионке. И, конечно, в «Контрибуции»
Сергея Снежкина, о Гражданской войне. Со съемок этого фильма началось возрождение «Ленфильма».
БЛОКАДНАЯ КОМНАТА
Подлинные вещи военных лет становились реквизитом во многих фильмах о Великой Отечественной войне и блокаде. Например, «Три дня до весны», «Блокада», «Балтийское небо», «Мы смерти смотрели в лицо». Из них составили в музее «блокадную комнату». Пианино, старинный фарфор в буфете, картины, семейный альбом на столе: сразу видно, что это комната ленинградской интеллигенции.
Вещи из этой коллекции "исполнили роли" не в одной
картине о Ленинграде военного времени.
ФОТО: Елена Ливси