Петербургские красоты из Гомеля видать
Как можно малыми средствами покорить культурное пространство Союзного государства? Об этом «СВ» рассказала заместитель директора Государственного Русского музея Ольга Бабина
Русский музей повернул «вредные» гаджеты в правильное русло. Виртуальный мир стал для детей не просто игрушкой, а ключом от сокровищ отечественной культуры. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
- Ольга Анатольевна, какие проекты вашего музея могут быть интересны белорусским коллегам?
- Прежде всего напомню, что Русский музей в следующем году будет отмечать 125-летие. И, наверное, наша особенность в том, что мы активно дружим со странами постсоветского пространства. Шестнадцать лет назад мы запустили международный проект «Русский музей: виртуальный филиал». Среди участников - музеи, вузы, библиотеки, учреждения культуры, науки и образования.
- Что такое виртуальный филиал?
- Интернет-прогулки по всем актуальным выставкам, по основным экспозициям. Можно посмотреть фильмы, решить образовательную задачку. Более шестисот программ и видео, включая контент участников из филиалов.
Проект демократичный и основан на энтузиазме людей. Мы отдаем информационный ресурс в руки партнеров, которые хотят с ним работать. То есть даже маленькая сельская школа, у которой есть сайт, может рассказывать о себе и появиться на первой странице крупнейшего музея России.
Виртуальный филиал в Гомеле стал первым в Беларуси, ему уже десять лет. Мы им просто гордимся. Там это один из продвинутых школьных центров информационных технологий. На вооружении в нем около 150 обучающих мультимедийных программных продуктов, под две сотни авторских учебных разработок по школьным предметам. Это мощный партнер, который встроил все ресурсы Русского музея в свою площадку и на этой основе создает собственные продукты.
Гомель - инициатор нескольких крупных проектов. Это, например, международный конкурс «Мы по городу идем», где дети в своих рисунках и эссе рассказывали о своих родных местах. Или проект «Сказки странствий», где ребятишки обсуждают национальные сказки. Каково же было их удивление во время онлайн-встреч, когда оказалось, что у россиян, белорусов, украинцев и литовцев есть похожие произведения, только с разными именами. Практически все наши центры, участвующие в проектах, приезжают в Петербург в Русский музей на подведение итогов. И дети из Гомеля обязательно берут призовые места.
- В других городах Беларуси работают такие филиалы?
- Российский центр науки и культуры Россотрудничества, действующий в Минске, также инициирует участие в разных проектах Русского музея. Но в силу специфики организации, здесь немного другая деятельность. Инициировано несколько визитов в Русский музей детей из Орши, Бобруйска.
Был опыт - открыли центр в Полоцком университете, но в силу финансовых обстоятельств, смены руководства проект пришлось заморозить, хотя были точки соприкосновения. Например, в Русском музее в экспозиции висит работа Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда», связанная с Полоцком.
Еще пример: нашими питерскими реставраторами сделан список Торопецкой иконы Божией Матери. Он стала частью литургического действа в Спасо-Преображенском храме в Полоцке.
Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ
Хранилища, галереи, павильоны России и Беларуси дружат почти двадцать лет.
Начало было положено восемнадцать лет назад, когда впервые в истории двусторонних контактов состоялось совместное заседание коллегий министерств культуры Беларуси и России.
Между тем работа шла не всегда системно. Были отдельные встречи сотрудников музеев, но интеграционный потенциал Союзного государства использовался не в полной мере. Ситуация начала меняться несколько лет назад. Годом раньше на знаменитой даче «Чайка», некогда принадлежавшей художнику Витольду Бялыницкому-Бируле, творчество которого связывает два наших братских народа, Госсекретарь СГ Григорий Рапота провел круглый стол для музейных работников двух стран. Профессионалы музейного дела смогли обсудить не только общие актуальные проблемы, но и договориться об обмене выставками, создании совместных экспозиций.
Инициативу подхватил Витебск. В этом году во время «Славянского базара» в День Союзного государства в усадьбе Ильи Репина «Здравнёво» вновь встретились специалисты Беларуси и России.
- Чувствуется внутренняя потребность их общения, особенно в силу того, что многие музеи - небольшие и далеки от крупных городов, им необходим обмен опытом, который накапливается в других музеях, - рассказал Григорий Рапота.
Настоящий прорыв случился в этом году. В апреле Минкульты двух стран подписали план сотрудничества на 2019 - 2021 годы. Значимые мероприятия посвятят двадцатилетию Договора о создании Союзного государства.
- Начиная со следующего года мы впервые организуем выставки ведущих федеральных музеев. Так, в 2020 году Эрмитаж выставляется в Гомеле и Третьяковская галерея в Минске. Мы переходим от приграничного к региональному сотрудничеству, в котором будут участвовать все шесть регионов Беларуси и уже не единицы, а десятки регионов России, - сказала замминистра культуры РФ Алла Манилова.
СКАЗАНО
ОБМЕН КАРТИНАМИ
Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь:
- Мы активно работаем как с ведущими федеральными музеями России, так и с регионами. В брянском музее, например, в прошлом году с большим успехом прошла выставка Витольда Бялыницкого-Бирули, а в этом году - ответная экспозиция российских коллег в Национальном художественном музее в Минске и в Дворцово-парковом ансамбле Румянцевых-Паскевичей в Гомеле. Там показали произведения выдающихся русских живописцев ХХ века братьев Ткачевых.
В прошлом году в Могилеве в рамках V Форума регионов Беларуси и России в музее Бялыницкого-Бирули после реконструкции открылась совместная с Государственной Третьяковской галереей выставка. В Русском музее демонстрируют наши произведения Коровина, Головина, Малявина, Серова. Сегодня в залах Третьяковки экспонируются три работы Ильи Репина из коллекции Национального музея.
По линии Постоянного Комитета Союзного государства ежегодно публикуют совместные издания. В прошлом году в одном фолианте собрали экспонаты Музеев Кремля и Ветковского музея старообрядчества Гомельской области. Осенью этого года планируется презентация альбома, посвященного общему наследию Бялыницкого-Бирули. Может, стоило бы издать солидный фолиант произведений и других художников - уроженцев Беларуси или тех, которые здесь учились, работали. Это и Хруцкий, и Станислав Жуковский.
Считаю, что назрела необходимость создать ассоциацию директоров музеев Беларуси и России. Стоит сделать дорожную карту в нашем сообществе, чтобы мы могли в ближайшие два-три года осуществлять совместные проекты.
ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
СКОРАЯ ПОМОЩЬ ИКОНАМ
Екатерина Терюкова, заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии России:
- Мне хочется рассказать об очень интересном моменте, который внесет лепту в формирование единого культурного и гуманитарного пространства России и Беларуси. Он, мне кажется, до конца не оценен. У нас есть два музея истории религии - уникальных в равной степени как для российского и белорусского культурного пространства, так и для общемировой практики.
В центре Санкт-Петербурга располагается Государственный музей истории религии. В Гродно в самом центре города, в бывшем дворце Хрептовичей, есть музей с таким же названием.
В странах дальнего зарубежья мы практически не находим прямых аналогов этим собраниям. Уникальность в том, что их трудно отнести к какому-либо типу музея, пользуясь современной классификацией. Напомню, есть художественные, исторические, этнографические, естественнонаучные, технические...
В истории наших музеев много общего. Мы установили хорошие контакты.
В прошлом году приняли выставку, которая показала сакральное искусство Беларуси (коллегам в ответ привезли то, чего у них нет - китайскую коллекцию, искусство Юго-Восточной Азии). Но тут возникла проблема: многие предметы тяжело пережили транспортировку из Синеокой. И нашим реставраторам на месте пришлось оказывать им скорую помощь.
Нами разработана уникальная методика укрепления деревянной основы. Готовы ею делиться, выезжать с методическими семинарами. И, конечно, продолжить выставочные обмены, потому что мы действительно два уникальных учреждения в общем культурном пространстве. И если не будем дружить, это просто странно.
КОНСЕРВЫ ДЛЯ НАХОДОК
Татьяна Сарапулкина, первый заместитель директора Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»:
- Памятники археологии наиболее подвержены разрушению как по природным, так и по антропологическим причинам. Их невозможно восстановить. Они требуют специфических форм музейной деятельности.
Современные археологические музеи-заповедники должны сохранить археологические, архитектурные, мемориальные памятники, историческую территорию, уникальные культурные природные ландшафты, городские и сельские поселения.
Предлагаем создать ассоциацию таких музеев. Я думаю, у всех на слуху белорусское «Берестье», где не просто показывают экспозицию, но и демонстрируют отдельные предметы с консервацией. У россиян и белорусов накопился богатый опыт на этом направлении. И, мне кажется, здесь первый шаг к созданию ассоциации.
Нам бы хотелось изучить белорусский опыт создания археологических заповедников на базе природных - именно такой был создан буквально недавно в национальном парке «Беловежская пуща», и России очень нужна эта информация.