20 Августа 2019 года / Текст:  Дмитрий НЕРАТОВ / К номеру: 38  (861)

Петербургские красоты из Гомеля видать

Как можно малыми средствами покорить культурное пространство Союзного государства? Об этом «СВ» рассказала заместитель директора Государственного Русского музея Ольга Бабина

Петербургские красоты из Гомеля видать

Русский музей повернул «вредные» гаджеты в правильное русло. Виртуальный мир стал для детей не просто игрушкой, а ключом от сокровищ отечественной культуры. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

- Ольга Анатольевна, какие проекты вашего музея могут быть интересны белорусским коллегам?

- Прежде всего напомню, что Русский музей в следующем году будет отмечать 125-летие. И, наверное, наша особенность в том, что мы активно дружим со странами постсоветского пространства. Шестнадцать лет назад мы запустили международный проект «Русский музей: виртуальный филиал». Среди участников - музеи, вузы, библиотеки, учреждения культуры, науки и образования.

- Что такое виртуальный филиал?

- Интернет-прогулки по всем актуальным выставкам, по основным экспозициям. Можно посмотреть фильмы, решить образовательную задачку. Более шестисот программ и видео, включая контент участников из филиалов.

Проект демократичный и основан на энтузиазме людей. Мы отдаем информационный ресурс в руки партнеров, которые хотят с ним работать. То есть даже маленькая сельская школа, у которой есть сайт, может рассказывать о себе и появиться на первой странице крупнейшего музея России.

Культура

Малевич в квадрате

В обновленных залах Третьяковской галереи на Крымском валу теперь можно увидеть сразу две версии знаменитого произведения. А также иллюстрации Марка Шагала к гоголевским «Мертвым душам»


Виртуальный филиал в Гомеле стал первым в Беларуси, ему уже десять лет. Мы им просто гордимся. Там это один из продвинутых школьных центров информационных технологий. На вооружении в нем около 150 обучающих мультимедийных программных продуктов, под две сотни авторских учебных разработок по школьным предметам. Это мощный партнер, который встроил все ресурсы Русского музея в свою площадку и на этой основе создает собственные продукты.

Гомель - инициатор нескольких крупных проектов. Это, например, международный конкурс «Мы по городу идем», где дети в своих рисунках и эссе рассказывали о своих родных местах. Или проект «Сказки странствий», где ребятишки обсуждают национальные сказки. Каково же было их удивление во время онлайн-встреч, когда оказалось, что у россиян, белорусов, украинцев и литовцев есть похожие произведения, только с разными именами. Практически все наши центры, участвующие в проектах, приезжают в Петербург в Русский музей на подведение итогов. И дети из Гомеля обязательно берут призовые места.

- В других городах Беларуси работают такие филиалы?

- Российский центр науки и культуры Россотрудничества, действующий в Минске, также инициирует участие в разных проектах Русского музея. Но в силу специфики организации, здесь немного другая деятельность. Инициировано несколько визитов в Русский музей детей из Орши, Бобруйска.

Был опыт - открыли центр в Полоцком университете, но в силу финансовых обстоятельств, смены руководства проект пришлось заморозить, хотя были точки соприкосновения. Например, в Русском музее в экспозиции висит работа Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда», связанная с Полоцком.

Еще пример: нашими питерскими реставраторами сделан список Торопецкой иконы Божией Матери. Он стала частью литургического действа в Спасо-Преображенском храме в Полоцке.

 

Я ПОВЕДУ ТЕБЯ В МУЗЕЙ

Хранилища, галереи, павильоны России и Беларуси дружат почти двадцать лет.

Начало было положено восемнадцать лет назад, когда впервые в истории двусторонних контактов состоялось совместное заседание коллегий министерств культуры Беларуси и России.

Между тем работа шла не всегда системно. Были отдельные встречи сотрудников музеев, но интеграционный потенциал Союзного государства использовался не в полной мере. Ситуация начала меняться несколько лет назад. Годом раньше на знаменитой даче «Чайка», некогда принадлежавшей художнику Витольду Бялыницкому-Бируле, творчество которого связывает два наших братских народа, Госсекретарь СГ Григорий Рапота провел круглый стол для музейных работников двух стран. Профессионалы музейного дела смогли обсудить не только общие актуальные проблемы, но и договориться об обмене выставками, создании совместных экспозиций.

Инициативу подхватил Витебск. В этом году во время «Славянского базара» в День Союзного государства в усадьбе Ильи Репина «Здравнёво» вновь встретились специалисты Беларуси и России.

- Чувствуется внутренняя потребность их общения, особенно в силу того, что многие музеи - небольшие и далеки от крупных городов, им необходим обмен опытом, который накапливается в других музеях, - рассказал Григорий Рапота.

Настоящий прорыв случился в этом году. В апреле Минкульты двух стран подписали план сотрудничества на 2019 - 2021 годы. Значимые мероприятия посвятят двадцатилетию Договора о создании Союзного государства.

- Начиная со следующего года мы впервые организуем выставки ведущих федеральных музеев. Так, в 2020 году Эрмитаж выставляется в Гомеле и Третьяковская галерея в Минске. Мы переходим от приграничного к региональному сотрудничеству, в котором будут участвовать все шесть регионов Беларуси и уже не единицы, а десятки регионов России, - сказала замминистра культуры РФ Алла Манилова.

СКАЗАНО

ОБМЕН КАРТИНАМИ

Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь:

- Мы активно работаем как с ведущими федеральными музеями России, так и с регионами. В брянском музее, например, в прошлом году с большим успехом прошла выставка Витольда Бялыницкого-Бирули, а в этом году - ответная экспозиция российских коллег в Национальном художественном музее в Минске и в Дворцово-парковом ансамбле Румянцевых-Паскевичей в Гомеле. Там показали произведения выдающихся русских живописцев ХХ века братьев Ткачевых.

В прошлом году в Могилеве в рамках V Форума регионов Беларуси и России в музее Бялыницкого-Бирули после реконструкции открылась совместная с Государственной Третьяковской галереей выставка. В Русском музее демонстрируют наши произведения Коровина, Головина, Малявина, Серова. Сегодня в залах Третьяковки экспонируются три работы Ильи Репина из коллекции Национального музея.

По линии Постоянного Комитета Союзного государства ежегодно публикуют совместные издания. В прошлом году в одном фолианте собрали экспонаты Музеев Кремля и Ветковского музея старообрядчества Гомельской области. Осенью этого года планируется презентация альбома, посвященного общему наследию Бялыницкого-Бирули. Может, стоило бы издать солидный фолиант произведений и других художников - уроженцев Беларуси или тех, которые здесь учились, работали. Это и Хруцкий, и Станислав Жуковский.

Считаю, что назрела необходимость создать ассоциацию директоров музеев Беларуси и России. Стоит сделать дорожную карту в нашем сообществе, чтобы мы могли в ближайшие два-три года осуществлять совместные проекты.

ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

СКОРАЯ ПОМОЩЬ ИКОНАМ

Екатерина Терюкова, заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии России:

- Мне хочется рассказать об очень интересном моменте, который внесет лепту в формирование единого культурного и гуманитарного пространства России и Беларуси. Он, мне кажется, до конца не оценен. У нас есть два музея истории религии - уникальных в равной степени как для российского и белорусского культурного пространства, так и для общемировой практики.

В центре Санкт-Петербурга располагается Государственный музей истории религии. В Гродно в самом центре города, в бывшем дворце Хрептовичей, есть музей с таким же названием.

В странах дальнего зарубежья мы практически не находим прямых аналогов этим собраниям. Уникальность в том, что их трудно отнести к какому-либо типу музея, пользуясь современной классификацией. Напомню, есть художественные, исторические, этнографические, естественнонаучные, технические...

В истории наших музеев много общего. Мы установили хорошие контакты.

В прошлом году приняли выставку, которая показала сакральное искусство Беларуси (коллегам в ответ привезли то, чего у них нет - китайскую коллекцию, искусство Юго-Восточной Азии). Но тут возникла проблема: многие предметы тяжело пережили транспортировку из Синеокой. И нашим реставраторам на месте пришлось оказывать им скорую помощь.

Нами разработана уникальная методика укрепления деревянной основы. Готовы ею делиться, выезжать с методическими семинарами. И, конечно, продолжить выставочные обмены, потому что мы действительно два уникальных учреждения в общем культурном пространстве. И если не будем дружить, это просто странно.

КОНСЕРВЫ ДЛЯ НАХОДОК

Татьяна Сарапулкина, первый заместитель директора Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»:

- Памятники археологии наиболее подвержены разрушению как по природным, так и по антропологическим причинам. Их невозможно восстановить. Они требуют специфических форм музейной деятельности.

Современные археологические музеи-заповедники должны сохранить археологические, архитектурные, мемориальные памятники, историческую территорию, уникальные культурные природные ландшафты, городские и сельские поселения.

Предлагаем создать ассоциацию таких музеев. Я думаю, у всех на слуху белорусское «Берестье», где не просто показывают экспозицию, но и демонстрируют отдельные предметы с консервацией. У россиян и белорусов накопился богатый опыт на этом направлении. И, мне кажется, здесь первый шаг к созданию ассоциации.

Нам бы хотелось изучить белорусский опыт создания археологических заповедников на базе природных - именно такой был создан буквально недавно в национальном парке «Беловежская пуща», и России очень нужна эта информация.

Комментарии


Другие статьи раздела

Культура

Век возрождения

Шедевр Тициана «Се человек» спустя почти сто лет трагических мытарств -  вновь в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина

Белорус из Хогвартса и достигаторы

Прокатиться на поэтическом автобусе, отправить поздравление с Днем Победы и оказаться в Москве, не покидая удобного кресла. Так удивляла XXVII Минская международная книжная ярмарка

Дали - вблизи!

Москвичам вообще рукой подать. В Манеж привезли больше 180 полотен, рисунков и гравюр великого испанца

Балканский бит

Горан Брегович отметит 25-летие фильма «Андеграунд» в Москве  

Олений поцелуй, синяя птица и мохнатые коники

На выставке «Мир дикой природы в объективе» в Красном костеле Минска фотографы открыли секреты дикой природы Синеокой

Актриса Татьяна Чердынцева: Мужа нашла, когда стала «ученицей Мессинга»

Первый канал показывает новый мистический сериал, где ассистентку легендарного артиста-экстрасенса Ольгу Мигунову играет белорусская артистка. Девушка рассказала «СВ» об экстриме на съемках, знакомстве с прототипом своей героини и о том, каково ей пришлось, когда переехала из Минска в Москву

Читайте также

Туризм

Пять причин поехать в Белыничи

Город упоминается с XVI века. Он известен как вотчина магната Льва Сапеги и князя Ксаверия Огинского.  А в этом году станет столицей Дня белорусской письменности

Трибуна депутата

Сенатор РФ Владимир Джабаров: В ЕС вопросы решаются сложнее и дольше, чем в Союзном государстве

Член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики рассказал «СВ» о болевых точках наших отношений с Западом и поправках в Конституцию, а также предложил свой рецепт борьбы за историческую правду

Политика

17 часов без перерыва…

Исполнилось пять лет встрече «нормандской четверки» в Минске

Экономика: интеграция

Что тебе снится, «скиф-аврора»?

Объединение научных и технологических потенциалов двух стран шло в тесной связке с правовыми инициативами. Ученые отмечают, что законодательная поддержка союзных проектов может стать примером для всего евразийского пространства

Культура

Век возрождения

Шедевр Тициана «Се человек» спустя почти сто лет трагических мытарств -  вновь в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина

Союзное государство

Мост за ночь и незасыпайка для водителя

Брянский завод на деньги Союзного государства завершает сборку уникальной железнодорожной наплавной переправы, аналога которой нет в мире. Об этой и других ноу-хау наших стран узнал корреспондент «СВ»



Тесты

ТЕСТ «СВ»: ЗАRUBY НА НОСУ

Ученые наших стран внесли огромный вклад в мировую науку. «СВ» предлагает проверить, как хорошо их достижения знаете вы.

Политика

17 часов без перерыва…

Исполнилось пять лет встрече «нормандской четверки» в Минске

Трибуна депутата

Сенатор РФ Владимир Джабаров: В ЕС вопросы решаются сложнее и дольше, чем в Союзном государстве

Член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики рассказал «СВ» о болевых точках наших отношений с Западом и поправках в Конституцию, а также предложил свой рецепт борьбы за историческую правду

Союзное государство

Мост за ночь и незасыпайка для водителя

Брянский завод на деньги Союзного государства завершает сборку уникальной железнодорожной наплавной переправы, аналога которой нет в мире. Об этой и других ноу-хау наших стран узнал корреспондент «СВ»

Политика

Александр Лукашенко: Внешняя и внутренняя политика - не во вред родным россиянам

Президент Беларуси высказался о принципах интеграции и развенчал слухи о «теории заговора»

Политика

Владимир Путин: Как люди скажут, так и будет

Президент России встретился с рабочей группой, которая готовит предложения по поправкам в Конституцию страны

Взгляд из Минска

Основной закон развития

Конституция Беларуси - на пороге четвертого совершенствования

Взгляд из Москвы

Мозговой шторм

Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию предложил внести изменения в Конституцию страны, и столь радикальных обновлений она еще не знала

Общество

Кто ж не хочет быть здоров?

Какими недугами страдают в России и Беларуси и что нужно для того, чтобы не попасть в группу риска

Культура

Век возрождения

Шедевр Тициана «Се человек» спустя почти сто лет трагических мытарств -  вновь в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина