САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Лоцман «Большой воды»

Событие, о котором пойдет речь, уже история. Анализ его – дело настоящего и будущего. Автор и вдохновитель живет и продолжает действовать. А потому следует ожидать продолжения.
Когда Владимир Олегович Назанский перебрался из Новосибирска в Ханты-Мансийск, он имел прочную репутацию одного из интереснейших русских кураторов. В его биографии такие проекты, как фестиваль галерей «Арт-Новосибирск», Международная новосибирская биеннале графики, «Внутренняя Азия». Выставки солидные, многонационально-международные, ориентированные на современность. Без преувеличения, столица Сибири в бытность Назанского завотделом современного искусства Новосибирского художественного музея реально была центром актуальной арт-деятельности. Было бы странно думать, что на новом месте службы (а Назанский был приглашен в Югру директором художественной галереи «Фонда поколений») Владимир Олегович отступит от своей культурной миссии. И вот – его первый большой проект в Ханты-Мансийске.

«Большая вода» была объявлена фестивалем современного искусства и ничто «фестивальное» ей не было чуждо. Весь июль в центре Югры общались художники, кураторы, искусствоведы. Посещали выставки студенты местного университета, слушали лекции, участвовали в работе мастер-классов, встречались с авторами, которые без Назанского вряд ли добрались бы до Ханты-Мансийска.
Назанский «поймал искусство» на «встречном движении». Сибирско-уральский регион встретился его стараниями со столичным творчеством. И не сразу скажешь, что было главным в этом смотре арт-сил.

Конечно, наивно требовать от кураторского замысла тотальной репрезентативности. Куратор всегда – пленник своего вкуса. Но если ему такового достает, проект получается вполне представительным. Из Москвы Назанским были приглашены более чем достойные авторы. Довольно большая экспозиция фотографа Владимира Клавихо-Телепнева соседствовала с «Частной луной» Леонида Тишкова, москвичи Шевченко и Сутягин, дополненнные новосибирскими художниками, вновь предстали в традиционной выставке «Про радость». «Дневники писателя Аксенова» привезла из Москвы Анна Тагути. Последняя лично представляла свое творчество, а Тишков, кстати, сам презентовал книгу «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта».
Возможно ли переоценить значение высадки такого серьезного «десанта» для северян? Пожалуй, нет. Назанский предложил им то, что является не самым «шумным», но наиболее «солидным». Солидность эта – в уверенном ремесле, в мастерском владении искусством «поиска смыслов» (а это сейчас – самая обсуждаемая задача современного искусства), в эстетической самодостаточности артефактов.

И если Москва предложила «европейскую» составляющую России, то сибирские авторы продемонстрировали путь погружения в самобытность местных традиций.
Переосмысление архаических мотивов – кажется, главная задача художников Уральско-Сибирского региона. Каждый из них идет наособицу. Уфимец Ринат Минебаев занимается «анатомией знака», Сергей Брюханов из Нижнего Тагила препарирует свет, извлекая из него монохромные составляющие, «сталкивая» цвет (как краску) с его «материальностью». Ханты-мансиец Владимир Бугаев увлечен узорами симметрии и «фрагментами живой природы». Виктор Савин из Новосибирска предлагает мир в обобщениях экспрессионистской абстракции. Томич Сергей Лазарев видит сны «таежных мифов».
Всё вместе – «Большая вода». Метафора для искусства как «хлеба жизни», каковой еще недавно доставлялся на север только реками.
Но это даже не главное. Главным видится то, что Назанский дает понять: Россия Уралом не ограничена. Соединяя культурное пространство, Владимир Олегович выполняет и геополитическую задачу. А архаика и новаторство в его построениях – две части единого диалектического процесса. Того самого «поиска смысла», который вполне «тянет» на «смысл жизни».

Валерий АНТОНОВ
Фото Виктора Савина (Новосибирск)
На фотографии: Владимир Назанский открывает выставку «Про радость»

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко подписал Указ о помиловании 30 лиц, осужденных за преступления протестной направленности
  2. Мост через реку Сейм в Глушковском районе Курской области уничтожен после удара
  3. В Киеве с постамента памятника воинам-афганцам забрали БМП
  4. Генштаб Беларуси сообщил об усилении ВС на границе с Украиной после атаки на Курскую область
  5. В Курской области погибли два волонтера ОНФ из Донецка
  6. Российский солдат сжег украинскую БМП-1 прямо под носом у солдат ВСУ в Курской области
  7. Российские ПВО уничтожили 12 ракет ATACMS, выпущенных по Крымскому мосту
  8. СК Беларуси начал дело против комика Комиссаренко
  9. Владимир Путин 18-19 августа посетит Азербайджан
  10. Владимир Путин обсудил с членами Совбеза новые технические решения, применяемые в ходе СВО
  11. ВСУ нанесли удар по ТЦ «Галактика» в Донецке
  12. Александр Лукашенко принял с докладом председателя Совета Республики Наталью Кочанову
  13. Сергей Пахомов: Ужесточение порядка сдачи жилья приведет в чувство собственников
  14. В Беларуси подготовились к мероприятиям на случай оспы обезьян
  15. Объём ВВП Беларуси в январе-июле вырос на 5,5%

Парламентское Собрание

Олег Гайдукевич: Теракты нужны, чтобы продолжать воровать деньги

Нападение на Курскую область киевский режим также совершил, чтобы убедить Белый дом не прекращать финансовую и военную помощь.

МНЕНИЯ

Невежды из США толкают мир к ядерной пропасти

Олег Зинченко

Политикам не хватает знаний, чтобы понять — в таком конфликте победителей не будет

Курская область как момент истины

Михаил Васильев

Отвратительное глумление над пожилым мужчиной со стороны двух вэсэушников, переодетых в нацистскую форму, не оставило нам выбора – киевский режим должен быть уничтожен.

Нацизм не прошел

Павел Родионов

Фрицы рискнули было показать свое истинное рыло, но испугавшись мощного антифашистского наката спрятали его обратно.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также