А ей зеркальце в ответ: «Малевич есть, Шагала нет»
Современные музеи все дальше уходят от образа «скучного греческого зала». Корреспондент «СВ» побывала на самых продвинутых экспозициях Беларуси и России
В «Эрарте» можно почувствовать себя как в космосе. Фото: erarta.com
ВИТЕБСК
ГЛАВНЫЙ ЭКСПОНАТ
Долгие годы мало кто знал о том, что на улице Марка Шагала (раньше - улице Правды, а до того - Бухаринской) находится кладезь мирового искусства. Не менее ценный, чем парижский «Улей».
Здание построили в 1913 году по заказу банкира Израиля Вишняка. Спустя пять лет в этом доме основал училище Марк Шагал. Оно, кстати, стало первым художественным учебным заведением в Беларуси. Там были свои комнаты-мастерские не только у Шагала, но и у соратников - учителя Юделя Пэна, а также Казимира Малевича, Эль Лисицкого и других.
Потом тут разместили детский дом, коммуналки. И вот наконец недавно открылась экспозиция. Ее называют «третий музей Шагала», а на деле - Музей истории Витебского народного художественного училища. Почти сразу он вошел в число номинантов на премию The Art Newspaper Russia в категории «Музей года».
- У нас четырнадцать залов, - гордо говорит экскурсовод. - Посетители в шоке. Небольшой Витебск - и огромный, столичного уровня, музей.
Да и уходить так быстро просто не захочется. Исторические интерьеры напичканы мультимедийной техникой. Первым делом видишь тумбу с витебскими афишами и пожелтевшими газетными вырезками с «ятями». На мониторе рядом - информация о жизни Витебска времен Шагала и Малевича.
- Музей сам по себе - главный экспонат, - предупреждает «СВ» директор Андрей Духовников. - Входите внутрь и, несмотря на то, есть ли экспозиция или нет, эти комнаты - центральное действующее лицо.
В первом зале - сенсорная стена. Тут и портреты, и пейзажи, и фотоснимки. Жмешь, например, на черно-белое фото Марка Шагала и его жены Беллы, и оно увеличивается, и выпадают сведения о том, кто они, где познакомились, в каком году сделана карточка.
Почти в любой комнате вместо того, чтобы «гуглить», можно ткнуть в сенсорный стол или терминал.
На первом этаже, у лестницы, висит увеличенный знаменитый фотопортрет участников УНОВИСа (объединения «Утвердители нового искусства», созданного в 1920 году Малевичем). В него входил он сам, а также Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Николай Суетин и другие.
НОС К НОСУ С ХУДОЖНИКОМ
На втором этаже - комнаты преподавателей и студентов училища. Они тут не только творили, но и жили. Конечно, в первую очередь спешим к Шагалу. У него - сумрачно. В углу - кусочек красивого паркета. Кажется новым, но это обманчивое впечатление. На деле - тот самый, начала XX века. Обои тоже восстановили почти такими же, как те, что покрывали стены при Шагале.
Оставаться в комнате одному страшновато. Особенно если посмотреть в зеркало, где довольно скоро… появляется призрак Шагала! Слабое свечение вскоре становится ярким, и видишь художника! «Привидение» рассказывает о том, каким был его путь, как прикоснуться к его творчеству. Кстати, это чудо-зеркало снималось в картине «Шагал-Малевич» Александра Митты.
Но пора к Малевичу. Тут на первом плане стол - мультимедийный планшет в стиле ретро. Стоит погасить свет, как на стенах появляется тоже… призрак художника, но безмолвный. Интерьер обеих комнат восстанавливали по фото и описаниям.
А вот зал-мастерская интересен в первую очередь детям. Там, словно на школьной доске, висит белый человечек на магнитах. Это Фигурин. Его создали по рисункам, полностью соблюдая пропорции, преподавателя училища Давида Якерсона. Человечку можно двигать ручки, ножки, наклонять тело.
Пол в Музее витебского художественного училища украшает мозаика по мотивам знаменитого плаката Эль Лисицеого «Красным клином бей белых». Фото: БЕЛТА
Здесь же, кстати, занимаются и юные художники. И уже есть результаты. Ученица Елизавета Андросова получила стипендию Специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ДЕТЕКТОР ПРАВДЫ
Приезжая в Петербург, интеллектуалы со всей России теперь стремятся попасть не только в Эрмитаж. А еще и в «Эрарту» (расшифровывается, как «Эра искусства»). У входа стоят фигуры двух богинь - Эры и Арты.
В советское время в этом пятиэтажном здании размещался Всесоюзный НИИ синтетического каучука. В музее собрали 2,8 тысячи работ современных художников: живопись, графика, скульптура, инсталляции, видео-арт. От 50 - 60-х годов до наших дней. От реализма до абстракции и примитивизма. Некоторые картины написаны мазутом, нефтью, битумом. А в кое-каких инсталляциях, помимо металла, пластика и войлока, есть даже соленый огурец! На их фоне выглядит даже немного скучно желтая «Рубашка» Сергея Шнурова.
«Желаем вам счастливых открытий самого себя!» - гласит надпись при входе. Пока это делаешь, музей с тобой «разговаривает». В залах то «двигаются» картины, то идет мультик «Черный квадрат» про ожившее произведение Малевича. Есть еще зал художницы Елены Фигуриной. Там показывают спектакль «Отчего люди не летают?». Без актеров. Герои постановки - персонажи картин. Разговаривают, спорят. Голоса перемежаются музыкой, спецэффектами.
- «Модель биполярной активности». Ее создал в 2009 году художник Дмитрий Каварга. На вид похожа на огромного паука. Внутри спрятан компьютер. Нажимая на кнопки, можно узнать правду о своем мозге: какое из полушарий мозга, творческое правое или логическое левое, развито больше.
- Если говорить о конструкции «Модели», то датчики, которые анализируют пульс, давление, температуру, такие же, как на детекторе лжи, - объясняет экскурсовод Анна Торчило.
ХВАТИТ ЛИ ТЕРПЕНИЯ СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЕ
Но, пожалуй, самое интересное - это пространства U-space. Их восемь. В каждом всего за пятнадцать минут можно прожить иную жизнь. Погружают в нее свет, звуки, запахи. В комнатах переживаешь личный эмоциональный опыт. Так, возле прачечной раздается звук стиральных машинок. Заходишь - и возле стен вовсю крутятся «барабаны». А в них - нет, не белье, а… буквы! Или вдруг там появляются кольца планет. На одном «висит» клетка с канарейкой. Птичка вылетает и пытается вернуться, но колесо стиральной машинки, как идущий вверх эскалатор, если по нему спускаться, возвращает ее на то же место.
Все это можно увидеть, если настроить соответствующим образом режим. Его можно выставить на «любовь», «судьбу», «надежду, «свободу».. А если ставишь на «терпение», машинка останавливается. Там же, если обстановку в комнате чуть-чуть поменяют, можно самому залезть в барабан. Полежать и подумать о сущем: о том, куда идешь, не крутишься ли, как белка в колесе?
В комнате «Вишневый сад» зеркальный пол. С потолка свисают гроздьями, будто сакура, прозрачные стеклянные шары. Разных размеров. Звучит мелодия Моцарта. Так и хочется помедитировать, наблюдая за солнечными зайчиками.
В других U-space можно полежать на стареньком диване, задрав ноги, и посмотреть допотопный телевизор. В «комнате детства» чувствуешь себя ребенком в стране великанов. Можешь посидеть в огромном детском стульчике, попить из большой зеленой чашки в белый горошек. «Взрослые» мысли сами улетучиваются.
Руководители музея рекомендуют посещать за раз не больше трех U-space, чтобы не было какофонии впечатлений.
ЦЕНА ВОПРОСА
Музей истории Витебского народного художественного училища:
Билет - 60 - 100 рублей
«Эрарта»:
Билет на день - 550 рублей
Абонемент на год - 650 рублей
Отдельно оплачиваются:
U-space - 200 рублей (за комнату)
Спектакль «Отчего люди не летают» - 250 рублей.