Вся оловянная рать
С ними соседствуют фигурки в модерновом исполнении. Например, офицера канадской конной полиции. Или – отважных спецназовцев с «калашами» в руках. Разброс во времени не случаен. Такова задача устроителей выставки – показать военную историю в «оловянном варианте» с древности до наших дней.
Надо заметить, что родословная военной миниатюры насчитывает не одну тысячу лет. Первые известные науке фигурки были обнаружены в захоронениях египетских фараонов. В средневековой Европе оловянных рыцарей использовали для «репетиций» феодальных ристалищ. Крестоносцы брали их с собой в дальние походы в качестве амулетов. Считалось, что грозный вид вооруженного воина, пусть и маленького, убережет его хозяина от грабителей и разбойников.
Маленькие фигурки нравились и детям. И спрос породил предложение.
Родиной классического оловянного солдатика принято считать Германию. В конце ХVIII века мастера-литейщики из Нюрнберга наладили массовое производство объемных фигурок, которые со временем стали непременной принадлежностью собраний коллекционеров и музеев разных странах мира.
– С тех пор технология изготовления миниатюр не претерпела практически никаких изменений. Каждая фигурка сегодня, как и сто, и двести лет назад, отливается из смеси свинца и олова и расписывается вручную. Весь процесс занимает от месяца до двух в зависимости от сложности будущего «экспоната», – рассказал один из участников выставки – Игорь Бакланов. – Причем, чтобы сделать хорошую фигуру, мастер должен быть един в трех лицах. Во-первых, быть хорошим скульптором. Во-вторых, литейщиком. В-третьих, историком и прекрасно ориентироваться в образцах военной моды той или иной эпохи.
Оказывается, среди коллекционеров самой красивой исторической униформой считается российский мундир эпохи царствования Николая I. Самой гротескной – униформа французского пехотинца времен Крымской войны: феска, широкие восточные штаны. Хотя американским генералам этот «маскарадный костюм», от которого сами французы вскоре отказались, пришелся по душе и они нарядили в него своих пехотинцев. Примерно та же история случилась с униформой русских лейб-казаков, сражавшихся в Бородинской битве и бравших Париж. После чего мундиры «а-ля казак» были введены в армиях Пруссии, Голландии и Дании.
Вообще война 1812 года, или «наполеоника», – это излюбленная тема для коллекционеров. Неудивительно, что большинство экспонатов на выставке отражают именно этот грозный период нашей истории. Ментики. Плюмажи. Кивера.
Гвоздем экспозиции стала грандиозная – более 1500 тысяч фигурок – реконструкция одного из самых кровавых эпизодов Бородинской битвы: французские пехотинцы генерала Дельзона и кирасиры Нансути штурмуют батарею Раевского. Их встречают в штыки бойцы сводно-гренадерской дивизии генерала Воронцова. На помощь им спешат из резерва Московский и Астраханский пехотные полки. Генерал на белом коне – это Александр Кутайсов. Судьба его трагична. Он погиб в том бою, даже тело его не удалось найти. О гибели Кутайсова узнали, когда его конь прибежал с батареи в тыл с залитым кровью седлом.
Кстати говоря, легендарная кинокартина «Война и мир» своим появлением также обязана игрушечным служакам. Когда Сергей Бондарчук приступил к съемкам батальных сцен, то понял, что не может их себе воочию представить. Выручили солдатики. На помощь режиссеру пришел знаменитый коллекционер Михаил Люшковский со своей оловянной ратью. На огромном столе в квартире режиссера воссоздавались драматические эпизоды грандиозной баталии, после все переносилось на натуру, а затем на кинопленку.
По окончании съемок фильма Бондарчук признался, что если бы не «солдатики», ему вряд ли бы удалось так четко и ясно выстроить сцены, в которых были задействованы огромные массы войск.
Современных игрушечных ратников делают также из фарфора, гипса, дерева и даже из пластмассы. Правда, коллекционеры такие фигуры не жалуют, считая их ширпотребом для «чайников». У истинных любителей военной старины в цене, как и прежде, оловянные миниатюры. И здесь нам есть чем похвастаться.
– Фигурки, сработанные российскими мастерами, не раз выставлялись на различных конкурсах в Европе, – рассказывает И. Бакланов. – Причем два раза наши миниатюры были признаны абсолютно лучшими на международных выставках в Париже и Булони. В прошлом году в Нюрнберге, в самом большом в мире музее солдатиков проводился чемпионат Европы, где наши фигуры победили в двух номинациях. Всего в Старом Свете каждый год проходит более пятидесяти выставок солдатиков, у нас пока только одна. И это при том, что любителей военно-исторической миниатюры в нашей стране уже десятки тысяч. И число их с каждым годом только растет…