Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Жил такой парень

Писатель, режиссер, сценарист, актер. До этого - разнорабочий, учитель, автомеханик, маляр, директор школы, моряк, радиотелеграфист… Все это Василий Шукшин. Невиданное разнообразие поворотов судьбы для одного человека. И при этом - удивительное ощущение цельности личности

Летом 1974 года Лидия Федосеева-Шукшина провожала мужа на съемки «Они сражались за родину». Как оказалось, в последний раз. Фото: А. Ковтун/ТАСС

МАЛЬЧИК ПО ФАМИЛИИ ПОПОВ

Василию Шукшину было отмерено только 45 лет. С тех пор прошло еще 45. Ему поставили памятники, рассказы включили в школьную программу, а фильмы регулярно показывают по телевизору.

- Шукшин - философ народный от макушки до корней, - писал о своем друге Георгий Бурков. - Вроде читаешь - смешно, раз, другой прочтешь, глядь - заковырка, правду сказал. Слово важное, и тут же ирония, усмешка - вроде как дело шутейное, пустяк. А Шукшин кожу снимает, шелуху разную, чтобы до истины докопаться.

Отца Василия расстреляли в 1933 году. Крестьянин Макар Шукшин оказался жертвой доноса. Тогда же мать дала сыну свою фамилию - Попов, а потом вышла замуж во второй раз, и уже ничто не напоминало в личных бумагах о репрессиях. После войны рассказала подростку, что знает, кто автор страшной анонимки, но имя назвать отказалась.

Шукшиным Василий Макарович снова стал при получении паспорта, еще до официальной реабилитации отца. Поступок дерзкий, но в сибирском селе Сростки привыкли к выходкам парня, способного встрять в любую драку или пальнуть в глаз из рогатки соседской свинье.

Учился он плохо, после семилетки пошел в техникум - бросил. Ушел из села, где-то скитался год, потом объявился в Калуге, далее - Бутово, учеба на маляра и призыв на флот.

 

МОСКВА ПО ЦЕНЕ КОРОВЫ

Тогда моряку захотелось стать радиотелеграфистом. Образование было слабенькое, и к экзаменам Шукшин готовился с такой яростью, пытаясь восполнить все пробелы, что заработал язву желудка. Комиссованный, вернулся в Сростки, стал учителем, потом директором. Каждый раз при его передвижении по стране казалось, что найдена та точка отсчета, с которой начнется прямая внятная линия - работяги-маляра, автомеханика или директора сельской школы.

Но Шукшин уже пишет рассказы, собирается в Лит-институт. На деньги в дорогу до Москвы мать продает корову, и Василий Макарович снова отправляется в далекий путь.

Наивный, очень обидчивый, непрактичный. Говорят, он даже не догадался, что для поступления понадобится заранее прислать уже напечатанные рассказы на творческий конкурс! Его заворачивают с порога, и тогда Шукшин оказывается у дверей ВГИКа.

О нем часто пишут, что он «играл желваками». Самые разные люди из знакомых с ним. А еще, что был беззащитен в жизни. Его однокурсник Леонид Куравлев, сыгравший в первом полнометражном фильме Шукшина «Живет такой парень», однажды не захотел браться за роль в картине «Печки-лавочки». И так боялся отказать в глаза, что просто бегал от друга по коридорам, пока тот его не припер к стенке грозным вопросом в стиле: «Ну и как это все понимать?»

Куравлев выкрутился гениально:

- Только ты можешь сыграть эту роль. Сам написал, сам прочувствовал, сам и в кадр.

Желваки больше не играли, Куравлев вздохнул с облегчением, а в истории кино осталась совершенно необычная, ни на что не похожая картина.

 

ЛЕГЕНДЫ О КЛАССИКЕ

 

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ

СВЯЗАННЫЙ КАЗАК

«Такого мужика загубили»

Необычайно тепло Василий Макарович относился к фигуре Стеньки Разина.

- Когда Шукшин заканчивал роман, то последнюю главу ночью писал, - рассказывала Георгию Буркову Лидия Федосеева-Шукшина. - Просыпаюсь, четыре утра. Слышу, где-то ребенок рыдает. Я на кухню, гляжу - плачет. Спрашиваю: что случилось? Он в ответ: «Такого мужика загубили, сволочи».

Сперва был роман, потом сценарий «Я пришел дать вам волю». Для Шукшина желание снять этот фильм стало наваждением, но начало работы все время откладывалось. От писателя-«деревенщика» ждали и фильмов про деревню.

- Еще в одном из ранних рассказов своих он обращается к Разину, - вспоминал Бурков. - Кузнец создает скульптуру Степана, и он у него со связанными руками. Долго герой мучается и понимает - не бывать тому, чтобы вольный казак со связанными руками был. И бросает скульптуру в огонь, как Гоголь сжег второй том «Мертвых душ».

А у Шукшина руки были связаны. В последние два года - «Калиной красной» и эпопеей Бондарчука «Они сражались за Родину».

 

БОЛЬНИЧНЫЕ ИСТОРИИ

О «Калине красной» историк кино Валерий Фомин, неоднократно писавший о Шукшине и сейчас подготовивший гигантский труд к 90-летию режиссера, рассказывает так:

- Своими глазами видел, как буквально умирал, таял на глазах Шукшин, сбежавший из больницы, чтобы исполнить навязанные «исправления» и тем самым спасти картину от худшего.

«Калина красная» была уже вся порезана, а самому автору надо было немедленно возвращаться в больницу. Но он боялся оставить фильм в «разобранном» виде.

А язва давала себя знать. На записи чистого звука приступы мучили Шукшина бесконечно.

- Он становился бледным, а потом и белым как полотно, сжимался в комок и ложился вниз лицом прямо на стулья, - вспоминает Валерий Фомин. - И так лежал неподвижно и страшно, пока боль не отступала. Он стеснялся показать свою слабость, и его помощники, зная это, обычно уходили из павильона, оставляя его одного. Тушили свет и уходили.

С больницей был связан скандал, который по нынешним временам кажется не таким уж существенным: подумаешь, вышел рассказ про хамство в медучреждении. Но в «Литературной газете» появился очерк «Кляуза» про вахтершу, которая отказывалась пропускать дочерей к Шукшину в палату, тогда как к остальным пациентам детей пускали.

- Кто-то посоветовал ему «дать ей полтинник», - говорил Сергей Бондарчук. - Но он не мог бы никогда «дать». Не умел. Несколько часов спустя та же женщина не пустила к нему писателей, приехавших в Москву специально для делового разговора с ним. Оголтелое хамство поразило его.

И Шукшин в больничной одежде и тапочках ушел из больницы, несмотря на то, что на дворе был декабрь и что врачи поставили ему диагноз «острая пневмония».

Рассказ опубликовали нескоро, в сентябре 1974 года, но резонанс был огромный. Его читал даже Леонид Брежнев. А врачи написали Шукшину, что он всех оболгал и опорочил советскую медицину в целом. По словам Бондарчука, для Шукшина «это был период отчаяния». Оклеветать всю медицину Советского Союза - это серьезное обвинение, с которым человеку с обостренным чувством справедливости невозможно сосуществовать.

Роль в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» стала очередным компромиссом: Шукшин надеялся, что после ему разрешат снимать про Степана Разина. работа у Бондарчука проходила в августе-октябре 1974 года. Группа жила на теплоходе «Дунай», там Василий Шукшин и умер от сердечной недостаточности, когда уже почти весь материал отсняли. Врачей на борту не было.

Потом близкие и друзья скажут, что именно с сердцем проблем у Василия Макаровича никогда не было, и обследование прошел буквально перед съемками, даже сохранилась кардиограмма. Тело нашли Георгий Бурков и Николай Губенко. А дальше были слухи и слухи. И про то, что пил, хотя Шукшин дал зарок и восемь лет не прикасался к спиртному даже на Новый год. И про то, что убили.

Хоронили его на Новодевичьем. И при прощании люди несли и несли ветки калины красной.

- Нельзя же так! - шептала мать Шукшина Мария Сергеевна. - Сыро будет в гробу…