Роскошная финифть, княжья чета и бифштекс из клюквы
Музыка, выставки и креативный подход - главные составляющие праздника. Сразу три экспозиции откроются 12 июля в Витебском художественном музее
Какие только вещицы не делают ростовские мастера. Каждая – произведение искусства. Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru
ИЗ РОСТОВА С ЛЮБОВЬЮ
В прошлом году изюминкой Дня Союзного государства стала коллекция Вологодского музея кружева и фабрики «Снежинка». Впервые в Беларусь привезли 135 изделий, среди которых уникальные панно «Ракета» и «Электрификация». Организовали модный показ: модели выходили на подиум в вологодских кружевах. Выставка задержалась в Синеокой почти на год - гастролировала по всем областям.
На этот раз в Витебск привезли ростовскую финифть - еще один традиционный народный промысел. Почти двести экспонатов: ювелирные украшения, оклады для иконок, миниатюрные картины, флакончики для духов, шкатулки... Планируется показ украшений - массивные серьги, ожерелья и браслеты - мечта модниц.
По словам директора музея Ольги Акуневич, изделия можно будет купить, а еще мастера научат желающих своим секретам. Посетители увидят весь технологический процесс изготовления финифти. Ростовчане привезут муфельные печи и будут расписывать заготовки на глазах посетителей. Процесс небыстрый - медную пластину покрывают эмалью четыре раза, а потом до десяти слоев прописывают краской вручную.
АЛЕКСАНДР И АЛЕКСАНДРА
Еще один проект - «Образ Александра Невского в искусстве». В этом году исполняется 780 лет венчанию новгородского князя и полоцкой княжны Александры Брячиславны. Чем вам не первый Союзный договор - пусть и брачный…
- В Витебске стоит самый домашний памятник князю. Он на нем изображен не с мечом, а с семьей, - рассказывает Ольга Акуневич. - В 1245 году старший сын Александра Василий вместе с матерью находился в Витебске. Невский лично приехал в город, чтобы забрать их.
В Витебске покажут копии Торопецкой и Феодоровской икон Божьей Матери, которыми был благословлен этот союз. Привезут и четыре картины на эту же тему. Например, полотно современного художника Филиппа Москвитина, на котором изображены Александр и его супруга с Торопецкой иконой Божьей Матери, и копию картины 1865 года Федора Моллера из Александровского зала Большого Кремлевского дворца. Покажут ростовые куклы княжьей четы в полном облачении - для изготовления фигурок высотой 90 сантиметров использовали фарфор, дерево, золотое шитье, кружева, кожу и речной жемчуг. В деталях можно будет рассмотреть доспехи и оружие князя: кольчугу, шлем с бармицей, щит и дамасский меч.
Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru
Всего на один день переедет из Смоленска в Витебск и реплика Большой императорской короны - главный символ власти российских монархов.
ОТДЕЛИМ СЕНО ОТ КОТЛЕТ
Еще одна традиция Дня Союзного государства - посещение усадьбы художника Ильи Репина в Здравнево. В этом году выставка его работ в Третьяковской галерее (из Беларуси туда прислали несколько картин) побила все рекорды посещаемости. В усадьбе организуют круглый стол с участием заведующих репинского музея «Пенаты» и дома-музея художника в Ширяево Самарской области.
Ну и как же без креатива? Гостей ждет дегустация блюд, которые подавали при художнике и его супруге Наталье Нордман в Пенатах по традиционным «репинским средам». А поскольку вторая жена Репина была вегетарианкой, то это будут «котлеты из сена», пирожки из картошки с маком и бифштекс из... клюквы. Обещают мастер-класс по приготовлению этих блюд.
ТТХ реплики Большой императорской короны
Материалы: белое золото 585-й пробы, 11 426 натуральных бриллиантов весом 1928 карат, 74 морские жемчужины, а вместо оригинальной шпинели - рубеллит массой в 384 карата
-
Высота короны с крестом: 35 см
-
Длина нижней окружности: 63 см
-
Ширина: 24, 5 см
-
Масса: 2312 г.
МАСТЕРСТВО
РОЖДЕННАЯ БЛИСТАТЬ
Наши миниатюристы относились к народному промыслу, как к высокому искусству.
В переводе с греческого «финифть» означает «мерцание, блестящий камень». Действительно, она может храниться долгие годы, как и драгоценные камни. Ростовская финифть - это такой же бренд, как вологодские кружева, павловопосадские платки или жостовские подносы. Первая артель по производству миниатюр на эмали появилась при архиерейском доме еще в XVIII веке. Поначалу их выполняли лишь по заказу церкви и только для городов Ростовской митрополии. Отсюда и ассортимент - гравюры с библейскими сюжетами, дробницы - мини-вставки для украшения обложек священных книг, облачений священников, царских врат. Создавали и иконы из финифти - в том числе недорогие, для паломников. Красивые, практичные. Закаленной эмали не страшны ни солнце, ни влага, ни пыль.
К середине XIX века количество мастерских выросло до полусотни. Ростовская финифть стала известна уже за пределами России. Даже родоначальники жанра из французского Лиможа признавали высокий уровень наших мастеров, которые относились к финифти не как к народному промыслу, а как к искусству - не только копировали, но и создавали оригинальные произведения. Может, поэтому и существуют до сих пор в отличие от французов.
После Октябрьской революции ассортимент поменялся в духе времени, пройдя через соцреализм - вместо ликов святых на эмалевых плакетках появились мирские пейзажи, цветы, портреты. Добавились украшения, посуда из финифти.
Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru
Фабрика «Ростовская финифть», чья продукция приедет в Витебск, в прошлом году отметила столетие. Секреты росписи по эмали здесь передаются из поколения в поколение. Сейчас на фабрике трудятся 120 человек.
- На выставке мы покажем, как развивалось наше предприятие, как каждая эпоха сказывалась на творчестве мастеров, - рассказывает заведующая музеем фабрики Наталья Конова. - На одной из витрин выставим произведения мастеров XIX века - церковную живопись. Что касается современной истории, то вещи будут представлены совершенно разных форм. Например, карандашницы и оправы для блокнотов - безумно трудоемкие по исполнению и очень дорогие, - выпущенные на открытие одного из павильонов ВДНХ для иностранных гостей. Покажем корону «Мисс России», которая в свое время украсила Оксану Федорову. Привезем сувенирную посуду, на создание которой уходит по два-три месяца. Одна из работ - пресс в виде пятиконечной звезды с вставками в виде портретов Ленина разного возраста и Брежнева. За него мастерам, кстати, дали престижную Репинскую премию.
ГОЛОВУ НЕ ЖМЕТ
Хотя реплика Большой императорской короны и получилась тяжелее оригинала.
Если вы не бывали в Алмазном фонде и не видели там Большую императорскую корону, то наверняка смотрели фильм про неуловимых мстителей, пытающихся не допустить вывоза из Советской России за границу символа царской власти. Именно ею короновались все российские императоры начиная с Екатерины II, специально для которой она и была создана в 1762 году, и до Николая II.
У француза Жереми Позье и швейцарца Георга Экарта было два с половиной месяца, чтобы успеть до коронации. Екатерина стремительно взяла власть и столько же быстро желала ее узаконить. Ювелиры в сроки уложились. Украшенная индийскими бриллиантами, матовыми жемчужинами, рубином исключительной красоты и прозрачности, корона императрице понравилась. И даже вес - почти два кило - царицу не смутил. Справилась - держала корону на голове четыре часа коронации… и все 34 года своего правления.
При СССР ювелирный шедевр прописался в Алмазном фонде Московского Кремля, никогда не выезжая за его пределы. Поэтому в 2012 году, к юбилею создания короны, смоленские мастера сделали реплику, чтобы показывать ее «на гастролях».
Над копией в течение полугода в две смены трудились 60 человек. Новая корона не повторяет оригинал в точности, она даже получилась примерно на 300 граммов тяжелее. При декорировании каркаса бриллиантами использовался современный дизайнерский подход. Каждому камню нужно было найти свое место, чтобы он, на языке ювелиров, зазвучал. Главный хранитель Алмазного фонда заявил, что по мастерству исполнения реплика даже превосходит оригинал.