Полеты во сне и наяву
В начале июля город на Двине отмечает день рождения своего самого знаменитого земляка - живописца и графика, поэта и эссеиста Марка Шагала
Любимая Белла, родной Витебск и нежные цветы васильки – едва ли не самые часто повторяющиеся мотивы живописи Шагала. Фото: Wikimedia.org
СТОЛИЦА ИСКУССТВ
Где бы ни жил Шагал, в его сердце всегда был родной Витебск. Он нежно называл его «своим Парижем». Будущий художник родился 24 июня (6 июля по новому стилю) 1887 года, а в 1906 году отсюда он уехал учиться живописи в Санкт-Петербург. Марк быстро перерос своего первого учителя Юделя Пэна - Шагал хотел писать не так, как предписывали правила, а как он сам видел и чувствовал. Пусть и с заваленным горизонтом, неверной перспективой, зато инстинктивно, образно и чувственно.
В Петербурге его приняли в школу Николая Рериха, затем ему преподавал Леон Бакст. На стипендию одного из меценатов Шагал уехал учиться в Париж - центр притяжения для художников-авангардистов. В Россию вернулся уже «с именем» и неповторимым стилем.
После Октябрьской революции Народный комиссар по просвещению Анатолий Луначарский назначил Марка Шагала уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. Так в 1917 году Шагал возвратился в Витебск. К этому времени он был женат на главной любви всей своей жизни - Белле - и у них уже родилась дочь Ида.
Да здравствует новое искусство! Художник с энтузиазмом принимается за новую для себя деятельность администратора. Приехав на родину, пытается создать в Витебске такую же творческую среду, как в городе на Сене - где было бы легко творить и дышать. Украшает улицы и площади к празднованию годовщины революции, занимается созданием городского музея, приглашает в Витебск из Питера знакомых художников.
«Все, кому я предлагал, приехали. В то время в Витебске было лучше, чем в больших городах, с продовольствием, и я дал всем своим коллегам полную свободу. Многие известные представители русского авангарда преподавали на факультетах моей академии. Были представлены почти все направления, от импрессионизма до супрематизма», - писал он в книге «Моя жизнь».
Фото: Wikimedia.org
РАДИКАЛЬНЫЙ МАЛЕВИЧ
Не забыл Марк Шагал и своего первого витебского учителя. Он приглашает его не просто преподавать в Народном художественном училище - с 1919 года студия Пэна становится филиалом училища. По приглашению Шагала из Москвы приезжает Эль Лисицкий. Он преподает основы архитектуры, графику и печатное дело. Позднее в Витебске начинает работать Казимир Малевич, который именно здесь работает над теорией нового искусства, обретая единомышленников и поклонников супрематизма, создает группу «УНОВИС» и становится лидером радикально настроенной художественной молодежи.
Марк Шагал руководил оргкомитетом по устройству училища и мастерской для оформления в городе вывесок, плакатов, создания единого стиля городских улиц. Начала складываться система художественного образования в губернии, были открыты художественные школы (студии) в уездных городах Велиже, Невеле, Лепеле, Орше, Полоцке.
Энтузиазм и креатив помогли заштатному в общем-то городу стать настоящим центром культурной жизни того времени. В Витебске рождались новые теории, ставились футуристические постановки. Во многом благодаря Шагалу. Правда, это не помешало случиться мировоззренческому конфликту: Малевич резко разошелся с Шагалом во взглядах на искусство. Это была одна из причин, по которой в середине 1920 года Марк уехал с семьей в Москву.
Витебский художественный техникум был одним из четырех подобных заведений на всей тогдашней территории страны Советов. В Минске такого не было еще несколько десятилетий, поэтому Витебск до середины ХХ века был не только главным учебно-педагогическим центром изобразительного искусства Беларуси, но и ее культурной столицей.
Сегодня в бывшем училище размещается Витебская детская художественная школа № 1. На здании пять мемориальных досок: Герою Социалистического труда, народному художнику СССР Заиру Азгуру, народным художникам БССР Сергею Селиханову и Андрею Бембелю, народному архитектору СССР, лауреату Госпремии БССР Владимиру Королю и народному писателю Беларуси Василю Быкову.
Фото: Wikimedia.org
АДРЕСА
Дом-музей
Дом-музей Марка Шагала был открыт в 1997 году. Интерьер восстанавливали по рисункам Шагала к его автобиографической книге «Моя жизнь». Экспозиция передает атмосферу и быт рубежа XIX - XX веков. Здесь есть копии архивных документов и работ художника, рассказывающие о годах жизни Марка Шагала и семьи его родителей в Витебске.
Витебск, ул. Покровская, 11
Арт-Центр
В коллекции Центра собрано больше трехсот графических работ художника. Есть специализированная библиотека по творчеству Шагала и искусству XX века из пяти тысяч томов.
Витебск, ул. Путна, 2
СИМВОЛ
Знаменитый шагаловский василек стал не только символом фестиваля «Славянский базар», родного города художника, но и всей Беларуси. Как нельзя кстати вспомнить строки Андрея Вознесенского:
ВАСИЛЬКИ ШАГАЛА
Лик ваш серебряный, как алебарда.
Жесты легки.
В вашей гостинице аляповатой
в банке спрессованы васильки.
Милый, вот что вы
действительно любите!
С Витебска ими раним и любим.
Дикорастущие сорные тюбики
с дьявольски выдавленным
голубым!
Сирый цветок из породы репейников,
но его синий не знает соперников.
Марка Шагала, загадка Шагала -
рупь у Савеловского вокзала!
Это росло у Бориса и Глеба,
в хохоте нэпа и чебурек.
Во поле хлеба - чуточку неба.
Небом единым жив человек.
Их витражей голубые зазубрины -
с чисто готической тягою вверх.
Поле любимо, но небо возлюблено.
Небом единым жив человек. <...>
СУДЬБА
СБЫЛОСЬ ВСЕ, ЧТО ЦЫГАНКА НАГАДАЛА
Молодому Марку еще в Витебске девушка из табора предсказала долгую и насыщенную событиями жизнь, любовь к необыкновенной женщине и смерть в полете.
Все так и случилось. Родившись в провинциальном Витебске на окраине Российской империи, художник умер во французском Провансе практически в конце ХХ века. Действительно, в полете: сердце 97-летнего Шагала остановилось во время подъема в лифте его дома в городе Сен-Поль-де-Ванс в марте 1985 года.
Ему довелось стать свидетелем двух революций и мировых войн, жить в Москве и Санкт-Петербурге, Париже и Нью-Йорке. Но что по-настоящему удивляет - это его творческое долголетие. Художник работал до последних дней жизни и оставил после себя огромное художественное наследие: живописные полотна и монументальные росписи, книжные иллюстрации, серии гуашей и гравюр, витражи, мозаики. Плафон Парижской Оперы он расписывал в возрасте 77 лет. Витражи Шагала украшают синагоги, лютеранские и католические храмы в Израиле, Франции и Швейцарии.
Одна из самых известных картин Марка Шагала, «Над городом», хранится в Государственной Третьяковской галерее. Работа над ней началась еще в 1914-м, а закончилась в 1918-м. За это время Белла из возлюбленной превратилась не только в обожаемую супругу, но и мать их дочери Иды, навсегда став главной музой художника. На полотне влюбленные парят над узнаваемыми улочками Витебска, вырвавшись из обыденности, земного притяжения и условностей. Союз Марка и Беллы был мезальянсом, нарушением правил. Белла - дочь потомственного ювелира, Марк - из бедной семьи и человек сомнительной профессии. Но их любовь стала той силой, которая давала возможность парить над земным и обыденным.
Эта картина не только одна из наиболее известных работ Шагала. Она глубоко символична. Здесь изображены две самые большие привязанности, два источника вдохновения живописца - Белла и Витебск, город, к которому Шагал возвращался в творчестве всю жизнь. Во многих его работах милые сердцу детали - витебские улочки, кукольные домики, вывески над городскими лавками, коврики, занавески, патефон на столе...