САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Опять учиться понемногу?

Как известно, образование в России имело многоуровневый характер. Четырехклассная церковноприходская школа, гимназия или реальное училище, где помимо общеобразовательных давались углубленные знания в области точных наук. Необходимость повышения уровня образования и объема знаний была обусловлена ростом научно-технического прогресса в России и в других странах.

К середине ХIХ века отмечался всплеск материальной и духовной культуры народов, населяющих Россию. В ту пору широко развивались наука и ремесла. В 1826 году тридцатичетырехлетний Н.И. Лобачевский сформулировал принципы новой неэвклидовой геометрии, став ректором Казанского университета. В 1834 году академик Б.С. Якоби создал первый электродвигатель, в котором заставлял работать поначалу экзотическое фарадеевское электричество. В середине ХIХ века началось движение поездов из Петербурга в Москву, широкое распространение получили паровые машины. В те же годы на Кубани началась добыча нефти, что предопределило появление двигателей внутреннего сгорания, имевших коэффициент полезного действия в два раза больший, чем у паровой машины.

К этому времени Н.М. Карамзиным написана 12-томная «История государства Российского», где была реализована попытка формулирования и систематизации основных исторических процессов, которые позволили причислить историю к разряду научных дисциплин.

Наступила пора светской современной литературы, с которой и вступил в жизнь поэт А.С. Пушкин. В это время активно творили выдающиеся российские писатели, поэты, композиторы и художники, а также неоправданно забытый духовный наставник общества – Петербургский митрополит Филарет, давший современную редакцию Библии.

Расцвет материальной и духовной культуры требовал дальнейшего развития системы образования в России.

Рассмотрим некоторые аспекты системы образования, принятые в Царскосельском лицее. Туда принимались юноши, получившие домашнее начальное образование и уже имевшие основные понятия в области гуманитарных наук, а также владевшие разговорным французским и русским языками. При поступлении в лицей юношам было по 12-13 лет. В процессе обучения лицеисты изучали следующие предметы: русский, французский, церковнославянский, греческий, латинский и немецкий языки, а также русскую, французскую, латинскую литературу, математику и статистику, богословие, историю, логику, философию, право, физику, политэкономию, военное дело (артиллерия и фортификация), фехтование и конная езда.

Приведенный перечень предметов, который изучался и хорошо усваивался лицеистами, показывает, что по объему информации это соответствует программе современного гуманитарного вуза. Вспомним, как Пушкин легко цитировал произведения римских и греческих писателей. А фраза из «Енгения Онегина»: «...чем государство богатеет и нужно ль золото ему, когда простой продукт имеет…» – говорит о том, что он хорошо усвоил экономику Адама Смита.

Если в середине ХIХ века профессора преподавали в средних учебных заведениях, то в настоящее время это практикуется редко. Например, К.Д. Ушинский (1824-1870) после окончания юридического факультета МГУ был профессором Ярославского Демидовского лицея (1846-1849), позже работал инспектором классов Смольного института.

Таким образом, система образования середины ХIХ века явилась предпосылкой к технологическому взрыву конца ХIХ – начала ХХ веков.

Качество образования в этот период определялось несколькими основными факторами: высоким уровнем самих преподавателей, системой поощрения, а также мотивацией к освоению знаний лицеистами.

Переходя к современности, с сожалением можно отметить, что уровень образования не всегда отвечает современным требованиям. Удивляешься, когда по радио слышишь голоса обозревателей или ведущих, которым затруднительно составить элементарное предложение, которые борются со склонениями числительных и иногда при этом с патологическими пороками речи. Вспоминается вечер в квартире Левитана, когда Юрий Борисович даже в непринужденной и неформальной обстановке не позволял себе никаких вульгаризмов, и его баритональный голос напоминал сценическую речь классика русской сцены В. Качалова.

Переходя к триаде «учитель – ученик – родители», выделим ее основной объект. Ученика. На наш взгляд, в некоторых случаях ученикам не хватает целеустремленности, трудолюбия и, что самое главное, мотивации к образованию, которая должна формироваться в семье.

Система образования должна не только дать сумму знаний, но и в основном методику их освоения, так как именно на стыке дисциплин и формируются новые гипотезы, а иногда и открытия. Образование не должно ограничиваться только вузом или даже аспирантурой. Этот процесс должен быть непрерывным и сопровождать человека всю его сознательную жизнь. Именно педагог должен развивать в своем ученике смысл и необходимость самообразования.

Выскажем несколько соображений относительно изучения иностранных языков. Если в ХVII веке преобладающим был немецкий язык, в ХIХ – французский, то в ХХ веке – английский.

В начале 60-х годов прошлого века мне довелось познакомиться с выпускницей Московского института благородных девиц. Она рассказала, что преподавание всех предметов велось следующим образом: один день на немецком языке, другой – на французском. Помимо гуманитарных дисциплин учащиеся изучали экономику и бухгалтерский учет. Это объяснялось тем, что будущим хранительницам «семейного очага» надлежало рачительно вести домашнее хозяйство.

В настоящее время резко повысился интерес к изучению иностранных языков в связи с развитием туризма, обучением в иностранных университетах и развитием деловых связей.

На искусственном языке эсперанто сейчас общаются более двух миллионов людей в мире. Однако дальнейшего развития он не получил. Те, кто бывал за рубежом, знают, что портье гостиниц (служитель, встречающий гостей) может говорить примерно на пяти языках. При этом словарный запас портье на каждом языке составляет порядка двухсот слов.

В последнее время разработан искусственный язык «глобал инглиш», содержащий порядка полутора тысяч английских слов. Выпускник школы должен знать порядка пяти тысяч иностранных слов. Современные иностранные языки состоят из 150-200 тысяч слов. Такие интеллектуалы, как В. Набоков, могли в равной степени писать на трех европейских языках. Некоторые эпизоды из системы его образования даны в произведении «Другие берега».

Все сказанное говорит о том, что нет предела для изучения иностранных языков. Этот процесс должен постоянно сопровождать каждого человека.

Отсюда следует, что повышать требования нужно не только к ученику, но и к учителю на стадии его подготовки в вузе. Учитель должен вести свой предмет на одном из иностранных языков.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также