САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Игорь Корнелюк: Рэп - тоже поэзия, почти Маяковский

В 90-е годы он выскакивал, как мячик, на сцену и пел про дожди и билет на балет. Мало кто знает, что родившийся в Беларуси композитор писал музыку не только к фильмам, но и к песням коллег по сцене. О том, почему прыгал в юности на сцене, о приоткрытом железном занавесе и как умер жанр песни, заслуженный деятель искусств рассказал «СВ»

Фото: Сергей Бертов/Интерпресс/ТАСС

ПЯТЬ КОПЕЕК НА МЕТРО

- Игорь, знаю, давно работаете над оперой «Полироль». Еще не закончили?

- Идет верстка партитуры. Работа отнимает столько сил и времени, что с ума можно сойти! Ощущение, что у нас конструкторское бюро, которое запускает ракету в космос, и идут последние приготовления, но Королев (я в его образе) закопался в чертежах и смотрит какой-то узел по мелочам.

- Занятная метафора! А загадочное название оперы как расшифровывается?

- Так зовут одного из персонажей. Это мальчик, который живет в подвале у злого скряги. Он изготавливает жидкость для отмывания денег.

- Внедрили политический подтекст?

- Нет! Тут политики вообще ноль. Это рождественская сказка для детей. Искусство, которое занимается политикой, перестает быть искусством. Становится газетой, плакатом. Искусство - штука бессмысленная и бесполезная. Кажется ненужным. Но, как выясняется, оно не прагматичное, наполняет нашу жизнь. Приносит радость, счастье.

- Вернемся в прошлое. Кто придумал, что вы будете прыгать, когда поете «Дожди» и «Билет на балет»?

- Никто. Не было ни режиссера, ни балетмейстера, который ставил бы движения. Просто выходил на сцену и самовыражался. Был собой: молодым кучерявым рассеянным очкариком. Не думал стать богатым, сделать бизнес. Это был импульс, физическая потребность выплескивать то, что внутри. Возникало желание подпрыгнуть - подпрыгивал. Шли годы, стал другим. Это нормально. И, конечно, образ диктовала песня. Придумал к ней мелодию, а Региша (поэтесса Регина Лисиц. - Ред.) - текст. Нужно было найти слово, из которого можно было бы вычленить два последних слога. Так и появились «Подожди, дожди, дожди».

- «Билет на балет» не вашей встречей с контролером навеян? Зайцем ездили?

- Ну, конечно. У кого не бывало-то. В студенческие годы с деньгами было непросто. К тому же у меня родился сын. Помню, гулял с коляской по парку, смотрел на землю в надежде найти пять копеек, чтобы доехать на метро в консерваторию. И везло! Находил.

В БРЕСТЕ ОДЕВАЛИСЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ В МОСКВЕ

- Когда были в последний раз в родном Бресте?

- Не так давно ездил в Минск. И, не покривив душой, могу сказать: он самый чистый и ухоженный город в мире. С ним в этом смысле не сравнится ни один прославленный мегаполис. Ни Нью-Йорк, ни Лондон, ни Барселона. Конечно, души не чаю в Бресте! Я уехал оттуда в четырнадцать. И не был уже несколько лет со дня смерти мамы. В этом году собираюсь. Повидаю друзей, близких.

- В Бресте до границы рукой подать. Ее можно перейти случайно! Делали это в детстве?

- Всегда чувствовали, что город пограничный. В советские времена смотрели польское телевидение, слушали польское радио, которое было продвинутым. Там передавали музыкальные новинки, которые я любил: The Beatles, Led Zeppelin. Из-за того что в Польше у многих были знакомые, в Бресте хорошо одевались. Более продвинуто, чем в остальном Союзе. Носили джинсы. Они в моем детстве были в огромном дефиците, но все-таки не в таком большом, как в Москве. В Советском Союзе жили за железным занавесом, а у нас, в Бресте, он был приоткрыт.

- Из польской еды что-то привозили домой?

- Жвачку, конечно. Наши местные алкоголики даже бизнес организовали. У них всегда можно было за десять копеек купить пластинку жвачки. Чуть дороже, чем котлета с кусочком хлеба в школе. В то же время такая простая штука, как колбаса, в Бресте была дефицитом. Когда учился в Ленинграде, привозил ее маме. Я обожаю Беларусь. Белорусский язык для меня как музыка. Когда слышу «Дзень добры паважаныя радыёслухачы прапануем вашай увазе... перадачу ў абедзенны перапынак» («Добрый день, уважаемые радиослушатели, предлагаем вашему вниманию... передачу в обеденный перерыв»), сердце замирает и млеет.

ПРИКОЛЬНО - НЕ ПРИКОЛЬНО

- Продолжаете писать песни для именитых коллег по сцене, как раньше?

- Не вижу в этом смысла. Пишу только тогда, когда делаю музыку к кино. Считаю, что жанр песни помер. В 95 процентах случаев все, что звучит, слушать невозможно. Когда-то искусство было для всех. Скажем, в 70-е годы такая группа, как Led Zeppelin, которая сейчас воспринимается откровенным андеграундом, собирала огромные стадионы. И The Rolling Stones, и Deep Purple, да и The Beatles играли музыку для всех. Даже простые песни были художественными. Когда Марк Бернес начинал петь «Темная ночь. Только пули свистят по степи…», душу выворачивало наизнанку. А послушайте, как пела ранняя Пугачева! Музыка должна возбуждать, вызывать эмоции, чувства.
А сейчас ты либо уходишь в андеграунд, в такую авторскую элитарную культуру, где тебя знают человек пятнадцать, либо занимаешься откровенной шнягой, которую называешь попсой и шоу-бизнесом, и зарабатываешь бабло.

- Вам этот подход не близок?

- Такая музыка ни красная, ни синяя, ни зеленая, ни соленая, ни сладкая. Никакая. Вот «Евровидение». Разве можно слушать то, что там звучит? Конечно, этот конкурс не всегда таким был. В 1973 году там выиграла ABBA с песней Waterloo. Сейчас «Евровидение» - политический китч: выходят и орут, кто громче. А искусство громким не бывает. И массовым тоже. Ту эмоцию, которая в этой самой масс-культуре звучит из всех утюгов, можно охарактеризовать одним словом: прикольно или не прикольно. И все.

- Молодежь в возрасте 20+ обожает рэп. Этот жанр не жалуете?

- Как-то Рэй Чарльз (американский соул и ритм-энд-блюз-музыкант. - Ред.) сказал, при том, что он - чернокожий: «Я не понимаю рэп и зачем он нужен. Он ничего не дает». Что касается меня, то я, когда появился рэп, с интересом слушал его как явление не музыкальное, а чисто поэтическое, потому что там важны рифмы, сцепки. Воспринимал, как поэзию футуристов: Маяковского, Хлебникова. Но шли годы, и надоело. Но я не из тех, кто говорит, что рэп - плохо. Просто не считаю, что это музыка. В лучшем случае - поэзия. А если нет и ее, то балаган.

ОТКАЗАЛ ЛЕОНТЬЕВУ?

- Вы писали музыку к песням Михаила Боярского, Анне Вески, Эдиты Пьехи, Филиппа Киркорова. Кто больше других капризничал?

- Такого не помню. И горжусь тем, что в свое время работал со всеми, кого вы перечислили, а еще - с «Поющими гитарами», кабаре-дуэтом «Академия».

- Знаю, что как-то вы принесли песню Валерию Леонтьеву, а он отказался…

- Да, было такое.

-…а спустя время передумал.

- У Леонтьева были концерты в Питере. И я показал ему песню. Но Валера сказал: «У меня репертуар на несколько лет вперед». Что это была за песня, и не вспомню. Но я вышел, стало безумно обидно, и заплакал. Шел по Лиговскому проспекту, увидел, что стоит бабушка и продает пирожки. Купил беляш, вытер сопли и сказал: «Ну ладно, вы у меня еще попросите песен». И однажды, спустя годы, когда я выступал в Сочи, после концерта подошел Валера Леонтьев с директором и попросил песню. Тут я говорю: «Ребята, а у меня праздник! Давайте выпьем шампанского!» Они изумленно на меня посмотрели. И я им пояснил, почему.

- Так и не написали песню Леонтьеву?

- Я к тому времени уже сам пел, много гастролировал, и не было времени.

- И финальный вопрос: любите ли дожди?

- Больше, чем дожди, люблю солнце, потому что у нас в Питере его мало. А дождь… Он в кайф летом, если сесть в беседке, укутанной листвой, и почитать хорошую книжку.

ДОСЬЕ «СВ»

Игорь Корнелюк родился в 1962 году в Бресте. Окончил музыкальное училище при Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. После этого - Ленинградскую консерваторию по классу композиции. Писал музыку для спектаклей. Работал в Ленинградском театре «Буфф» и сочинял для него музыку. Автор музыки к фильмам «Бандитский Петербург», «Мастер и Маргарита», «Небо и земля», «Легенда о Тампуке», «Идиот», «Русский перевод», «Тарас Бульба». В 1988 году начал сольную карьеру как певец. Самые известные песни: «Дожди», «Билет на балет», «Возвращайся», «Мало ли». Вел программу «Папа, мама, я - спортивная семья» на РТР.






ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также