Ушел в монастырь… Вернусь нескоро…
1 июня исполняется 175 лет со дня рождения великого русского живописца. «СВ» узнало, зачем художник построил для себя личное аббатство, что любил больше картин и почему мог стать крутым дизайнером интерьеров
Живописец сам создал эскизы особняка, в котором ему было комфортно жить и работать. Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru
ПРОКОФЬЕВСКАЯ БАНЬКА
Чествовать Василия Поленова собираются на широкую ногу. По случаю юбилея запланировано множество мероприятий. Главные из них пройдут в Третьяковской галерее на Крымском валу и в «родовом гнезде» художника под Тулой. В родной усадьбе уже открыли выставку. Живопись и графику разместили в зале «Фахверк», названном так в честь архитектурного стиля. А осенью в Третьяковке для экспозиции соберут большое количество работ со всех музеев страны. Поленово тоже поделится коллекцией - даст около восьмидесяти предметов. В том числе полотна «Золотая осень», «Семейное горе» и шесть этюдов к нему, плюс фотографии о строительстве дома-усадьбы.
Но не зря говорят, если человек талантлив, то во всем. Мало кто знает, что Поленов не только гениально писал со всех ракурсов любимую Оку, но был еще и превосходным композитором. Для того чтобы рассказать о музыкальном даровании художника, в июне устраивают целый международный фестиваль. Назвали «Век музыки в усадьбе Поленово». Идея родилась у правнучки живописца, директора его музея-заповедника Натальи Поленовой.
- Он как композитор мало изучен, - рассказала она в интервью «СВ».
На фестивале исполнят поленовскую оперу «Призраки Эллады», романсы на стихи Лермонтова «Белеет парус одинокий», «По небу полуночи ангел летел», «Ночевала тучка золотая». Скорее всего, прозвучит и драматический этюд «Замок Трифельс».
Во время службы в церкви Троицы Живоначальной, расположенной в поселке Бёхово, исполнят духовные сочинения Поленова. «Литургию» и «Всенощную». Для этого прилетит из Екатеринбурга небольшой сводный хор семинаристов.
- Поленов вообще писал много религиозной музыки, - продолжила Наталья. - И мы очень хотим, чтобы в этом юбилейном году она прозвучала.
При этом он любил и классическую музыку. Вся программа фестиваля составлена на основании нотных тетрадей Поленова, где он делал пометки. Над сочинениями работал за пианино, которое до сих пор стоит в его кабинете. Устраивал домашние концерты. На них, несмотря на всю серьезность музыки, которую слушал и сочинял, делался акцент на театрально-балаганное действо. На поленовские спектакли съезжались даже из соседней Тарусы. Для этих постановок писали музыку также автор гимна СССР Александр Александров и Сергей Прокофьев. Последний бывал в Доме отдыха Большого театра, жил там. Здание не сохранилось.
А впоследствии его территорию передали нашей усадьбе.
- На фундаменте мы построили «Город мастеров», который про себя называем «прокофьевской банькой», - улыбнулась Наталья. - Прокофьев тут написал одну из партитур к «Ромео и Джульетте».
Позже театром-балаганом занималась внучка художника Елена Поленова. Она придумала домашним концертам название - «Курица и петух». И написала к ним пятнадцать стихотворных пьес.
Фото: tphv-history.ru
Театр существует до сих пор. Летом представления идут в усадьбе.
В конце жизни художник признавался, что «музыку любил более живописи».
ДОМ-АВТОПОРТРЕТ
Интересно, что два неизвестных таланта Поленова связаны друг с другом. Композитор-Поленов был еще и архитектором и сам придумал шкаф для нот. Готическое сооружение стоит в его кабинете с 1885 года. Какое отношение имеет к архитектуре мебель?
- Это целое здание! По этому шкафу можно путешествовать, - рассказала «СВ» и.о. заместителя директора по научной работе Елена Каштанова. - Три яруса уступами возвышаются один над другим. Наверху четыре выдвижных ящика из разных пород дерева.
Нижний ярус более широкий. Выглядит, как скамья, чем напоминает средневековые интерьеры, где лавки были частью стен.
Если бы Поленов жил в наше время и стал дизайнером интерьеров, к нему можно было бы обращаться смело. Ведь он обладал редким даром гармонично, корректно и умно сочетать разностилевые детали и пропорции.
Более того, не только шкаф, но и вообще вся усадьба Поленова создана по его эскизам. Он же спроектировал и все хозяйственные постройки.
- Дом-автопортрет Поленова, - улыбнулась Каштанова. - По нему можно пройти, как по вертикали, так и по горизонтали, причем так, чтобы никому не мешать.
Окна во всех залах разной величины и расположены так, чтобы отовсюду было видно Оку. Причем в самой большой комнате - библиотеке или библиОтеке (как называли ее в шутку Поленов и члены его семьи, будучи истинными петербуржцами-интеллигентами) рамы черные. Благодаря им пейзаж за окном кажется произведением искусства.
Но первое, на что обращаешь внимание здесь - большой камин. Домочадцы расписали его знаками зодиака, а Поленов высек из камня семейный герб.
Шкаф, придуманный мастером, стоит в этом кабинете с 1885 года. Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru
Для мастерской художник построил отдельный дом - белый с красной крышей. Из-за того, что сильно походил на средневековые монастыри, назвал аббатством. Писал о постройке другу Ивану, профессору, отцу Марины Цветаевой: «Я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал, а теперь как-то не верится».
Конечно, Поленов тщательно продумал освещение и сделал окно выходящим на север так, чтобы был рассеянный свет. На большое полотно мог смотреть сверху, из мансарды, через специально вырезанный в потолке люк. При желании мастерская легко превращалась в зрительный зал. Там появлялась даже сцена. По бокам ее украшали две каменные колонны из тарусского известняка, который Поленов называл «тарусским мрамором».
КРЕПКИЕ СВЯЗИ
БРАТ ПОРОДНИЛСЯ С БЕЛАРУСЬЮ
Коренные петербуржцы Поленовы были тесно связаны с Синеокой. Прежде всего благодаря одному из младших братьев художника. 23-летний Алексей, окончив математический факультет Петербургского университета, поступил на госслужбу в Витебск. Так получилось, как сказали бы сегодня, «по блату». Губернатором был родственник матери - действительный статский советник Владимир Токарев. Он взял Алексея к себе. Дал ему должность младшего чиновника по особым поручениям. Однако молодой человек «не халтурил». Ездил по губернии и по жалобам устраивал внезапные проверки чиновникам. В ноябре 1869 года Токарева назначили главой Минской губернии. Алексей последовал вслед за ним и стал чиновником особых поручений. Весной 1871 года взбунтовалось население целой волости. Крестьяне не хотели отдавать выкупные платежи, выгнали уездное начальство и побили пристава. Усмирять их поручили Поленову. Он собрал отряд из двух рот пехоты и пятидесяти казаков и прибыл на место. Но применять оружие не пришлось. Поленов сумел усмирить бунтовщиков уговорами и хитростью. И, более того, помог им. Добился выплаты долгов. Многим сохранил тем самым жизни.
В январе 1872 года Алексей перебрался в Петербург. А вот у Василия Поленова дружба с Минском не закончилась. Одним из его учеников, которых, кстати, он называл «мои художественные дети», был Витольд Бялыницкий-Бируля. Выходец из Синеокой поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Одним из его преподавателей курса был Поленов. Под влиянием учителя Бялыницкий-Бируля увлекся пейзажем. Да так, что вскоре Третьяков приобрел для своей галереи его полотно «Из окрестностей Пятигорска».
В усадьбе Поленова продолжают поддерживать связи с Беларусью. Регулярно проводятся пленэры. Так, в 2010 году там побывали художники из одиннадцати стран, в том числе из России и Беларуси. Наверное, их тянет к этой прекрасной природе, как и Поленова. Тот считал, что «навеки на холсте должно оставаться только то, что помогает человеку стать выше, чище и лучше. А грязи в жизни и так довольно. Искать не надо. Сама найдет».