Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


«На «Крылатых качелях» мог в космос улететь»

На его «Прекрасном далеко», «Трех белых конях» и многих других композициях выросло не одно поколение. Композитор Евгений Крылатов ушел из жизни в 85 лет. Мы публикуем его последнее интервью, в котором он рассказал про легендарные песни, про то, почему доброта никогда не выйдет из моды

Композитор Евгений Крылатов у себя дома. Фото: Анатолий Жданов/kpmedia.ru

«ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ В КАБАКАХ ПЕЛИ»

Композитора погубила двусторонняя пневмония. Последние дни провел в больнице, а большую часть жизни Крылатов прожил в тихом центре старой Москвы. Писал хиты, шутил по-доброму, запоем читал русскую классику. Последний раз Крылатов встречал меня на пару с пушистой кошкой Милей. Дочь Маша сидела в одной из комнат. А вот жены Севиль рядом не было.

- Ее не стало четыре года назад, - вздохнул Евгений Павлович. - Была такая шустрая, энергичная, за рулем. Ушла неожиданно… Онкология, как у Задорнова и Хворостовского. Познакомились, когда я поступил в консерваторию. Учился на одном курсе с Альфредом Шнитке и Алемдаром Карамановым. Севиль была сестрой Алемдара. И студенткой юрфака.

- Евгений Павлович, «далёко» вам, как и раньше, кажется прекрасным?

- По своей сущности я оптимист, только грустный. Люди думают, что «далёко» будет прекрасным, а не жестоким. Но как случится в итоге, сказать сложно. Живем в состоянии непредвиденной неуловимой опасности, и моя собственная судьба волнует меня меньше всего. Беспокоюсь, что будет с молодежью, с детьми.

- Их «далёко» благодаря вам, думаю, будет прекрасно. Знаете, что эту вашу песню дети поют даже в Поднебесной?

- Да, да, недавно нашел на YouTubе ролик, где девочка пела ее на китайском языке. И наши артисты ее чудесно исполняют! Например, Елена Ваенга. Несколько лет назад услышал, как она поет эту песню в рок-интерпретации. А недавно попалось видео, где она исполнила ее как балладу под гитару. Эту композицию так любят, потому что она, как молитва, призвана защищать. И у нее любопытная история. Писал музыку для нескольких серий фильма «Гостья из будущего» - пожалуй, лучшей картины Павла Арсенова. Но возникла такая непростая ситуация со здоровьем некоторых членов моей семьи, что не мог работать. Тогда Павел, преданный друг, сказал: «Откажешься - буду делать картину без музыки». А когда наступил период монтажа, Юрий Энтин принес стихи, которые считаю гениальными, и я сразу написал к ним музыку.

- Не все ваши работы принимали на ура. Интересно, почему режиссер «Приключений Электроника» был недоволен «Крылатыми качелями»?

- Константин Бромберг - человек высокой музыкальной культуры и вообще замечательный. Работать с ним одно удовольствие. Но, когда услышал «Качели», растерялся. От неожиданности! Думал, будет другая песня. Типа «Поpа-поpа-поpадуемся» из «Трех мушкетеров». Веселенькая. А про мою решил, что занудливая и несовременная. Но переделывать не было времени. Бромберг махнул рукой: «А, ладно! Главное, чтоб в кабаках пели!» Прошли годы, и песня стала безумно популярна.

- А на качелях когда качались последний раз?

- Никогда!

- Вот так новость!

- Правда! В детстве во дворе их не было. Может, потому что местность холмистая. Сейчас люблю на даче прилечь в гамаке. Но это скорее диван, а на «крылатых качелях» можно в космос улететь!

НЕ ГЕНИЙ, А ЕВГЕНИЙ

- Ваши песни невероятно добрые. Но сегодня это качество не в почете. Почему?

- Ценности изменились. Когда случился переход от социализма к капитализму, везде начал задавать тон культ денег. Но духовные основы, как ни странно, не исчезли. В основном они задержались в провинции. Всегда, когда я оказывался в каком-нибудь северном городе, где темно, холодно, сразу думал: «Что я тут делаю?», но ко мне подходили люди, и я понимал, что, несмотря на морозы, они ведут интенсивную духовную жизнь. Учатся, поют. И меня охватывало чувство радости от того, что туда приехал. И, конечно, своим детям я привил те ценности. Моя внучка, например, целиком отдается работе в благотворительном фонде «Благовест». Отправляет детей с ограниченными возможностями на море, в Словению.

- Рассказывает ли вам внучка о том, что среди этих организаций немало, как называют их в бизнес-кругах, «прачечных», где удобно «отмывать» налоги?

- Конечно, есть нечистоплотные люди, но об этом она не говорит, и я не хотел бы рассуждать. Раньше, в годы моей молодости, фондов было мало, но заботы о детях больше. Если вспомнить о пионерской организации и ВЛКСМ и отбросить идеологическую составляющую, то такой заботы о детях, как там, больше не припомню. Были художественная самодеятельность, музыкальные школы. Существовала единственная в мире киностудия детских художественных фильмов имени Горького. Сейчас она что-то снимает, сдает в аренду помещения. Но как студии, которая делала детское кино, ее больше нет. Ребенку внушали: «Ты должен быть хорошим, честным, любить всякого человека, какой бы он ни был национальности». Такая идеология, может, немного показная, но зато правдивая. Это было здорово.

- Многие сегодня страдают от депрессий. Спасаются у йогов и психологов. Вы же, люди военного поколения, такие оптимисты! Как получается нести радость?

- В жизни все предрешено. Не знаю, сколько мне отпущено. Зарядку не делаю - хотя с понедельника начну! (смеется). Много лет не пью алкоголь. Никогда не курил. Не расстраиваюсь по пустякам. После смерти жены, такой внезапной и трудной, ценю каждый день. В интернете на своем сайте захожу в гостевую книгу. Пишут: «Я вырос на вашей музыке. Вы - гений!» Я отвечаю: «Спасибо огромное, но я не гений, я - Евгений».

слово другу

Юрий Энтин, поэт-песенник:

- Нашей с Крылатовым визитной карточкой стало «Прекрасное далёко». Нас пригласили написать песни к кинофильму «Гостья из будущего». Когда работа подходила к концу, режиссер говорит: «Я передумал. Хочу, чтобы была только одна песня. На титрах». Я страшно обиделся, ведь на титрах люди встают и уходят, никто не слушает. А Евгений Павлович спокойно сказал: «Лучше подумай, про что будет та единственная песня!» И я, все еще злой, быстро дописал: «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко», бросил листок на стол и ушел.

А дальше, оказалось, Крылатов написал музыку, и композиция прозвучала в третьей серии фильма. Стала хитом и даже получила премию «Лучшая песня года».

В последнее время происходило немало мистических событий, связанных с «Прекрасным далёко». Недавно Крылатов мне позвонил. Взволнованный! Сказал, пришло сообщение. Человек писал, что верит, что пройдет время, и мир объединится, а всеобщим гимном будет наша песня. А недавно мне рассказали о книге «Душа и карма», которую написал какой-то академик эзотерических наук. И там говорится про то, что «Прекрасное далёко» имеет божественное происхождение.

Многие знакомые композиторы писали умом, а Крылатов включал одну только душу. Была у него любимая героиня - Русалочка. Он любил ее за то, что она мечтала стать человеком и обрести бессмертную душу. И в 2014 году я написал стихотворение «Песня Русалочки», а Крылатов - музыку к нему (и посвятил ее жене Севиль). Недавно песню исполнила 17-летняя девушка, непрофессиональная артистка. Здорово спела. И в припеве были такие строчки: «Отпусти меня, море, отпусти, отпусти. Я бессмертную душу хочу обрести». Крылатов, безусловно, ее обрел. Как и его Русалочка.

ДОСЬЕ «СВ»

Евгений Крылатов родился в 1934 году в городе Лысьве, тогда Свердловской, а ныне Пермской области. Окончил Пермское музыкальное училище. В Московской консерватории учился сразу на двух факультетах: по классу сочинения у профессора Михаила Чулаки и по классу фортепиано Владимира Натансона. Дипломная работа Крылатова - балет «Цветик-семицветик» - был поставлен в Большом театре и шел на сцене пять лет. Написал музыку ко многим спектаклям, а также к 140 фильмам и мультфильмам («Умка», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего», «Простоквашино» и другим). Сотрудничал с поэтами - Беллой Ахмадулиной, Робертом Рождественским, Леонидом Дербеневым, Ильей Резником. Лауреат Госпремии СССР, премии Президента РФ, кавалер ордена Почета. Народный артист.