САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Крик. А в ответ тишина...

Очередная громкая экспозиция проходит в Третьяковской галерее в Москве. Из норвежского Осло приехал Эдвард Мунк и его легендарный «Крик»

Посетители, конечно, так и норовили повторить образ со знаменитой картины. Фото: Иван Макеев/kpmedia.ru

«УЖАСНЫЙ» ХУДОЖНИК

Выставка заняла два этажа Инженерного корпуса. Вывесили свыше 120 работ. В основном живопись и графику. Но есть и фотографии, и предметы быта. Все привезли из Музея Мунка в Осло. Выставка такого масштаба впервые проходит в России.

Говорим Мунк, видим (и слышим) его главную картину. Конечно, все идут в музей первым делом посмотреть на «Крик», вызывающий экзистенциальный ужас. Благо, это легко. Шедевр висит в самом крупном и значимом разделе выставки «Фриз жизни». Это графический эскиз 1893 года. Самый ранний. Создан цветной восковой пастелью.

А вообще «Криков» у Мунка шесть: четыре цветных и два черно-белых. У двух из них интересная судьба. Полотно 1895 года семь лет назад в Нью-Йорке продали на аукционе почти за 120 миллионов долларов. Тем самым работа побила рекорд стоимости произведений искусства, ушедших с молотка. До этого самой дорогой считалась картина Пабло Пикассо «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев». Она была продана в 2010 году на торгах за 106,5 миллиона долларов.

Что касается другого «Крика», написанного в 1910-м, его украли из музея в Осло пятнадцать лет назад. Однако два года спустя злоумышленники опомнились и вернули работу. Правда, не в целости и сохранности: холст был порван, на нем остались следы влаги.

На раме одной из работ Мунк разъяснил, как появились его «Крики»:

«Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял, смертельно усталый, на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, услышал крик природы».

Казалось бы, все ясно: эмоции природы. Однако искусствоведы находят в «кричащей серии» немало тайн. С одной стороны, художника действительно мог впечатлить пейзаж. Тем более что в 1883 году произошло извержение вулкана Кракатау, и его пепел окрашивал небо в красноватый цвет. С другой стороны, налицо признаки маниакально-депрессивного психоза. Всю жизнь Эдвард страдал от страхов, одиночества и депрессий и сублимировал их в «Криках». «Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», - писал в дневниках Мунк.

НА ПУТИ К БЕЗУМСТВУ

Душевная болезнь проявилась у художника еще в детстве, что и неудивительно. Судьба непростая. Эдварду было пять лет, когда умерла от чахотки его мать. После этого мальчика, двух его сестренок и брата воспитывала старшая сестра. Но, когда будущему художнику было пятнадцать, и она ушла из жизни. От той же болезни, что и мать. Сестре Эдвард посвятил картину «Больная девочка», и эта работа тоже есть на выставке. При этом одна из оставшихся сестер страдала шизофренией. Отец впал в депрессию. Ему стало еще хуже, когда узнал, что сын, в котором видел инженера, намерен пойти в художники. Однако Эдвард, несмотря ни на что, поступил в Королевскую школу рисования. Слава и все ее соблазны настигли его уже в 25 лет. Мунк с головой окунулся в богемную жизнь Осло, Берлина и Парижа. «О Париже я почти ничего не помню, - писал Эдвард в дневниках. - Только то, что перед завтраком мы выпивали, чтобы протрезветь, а потом пили, чтобы опьянеть».

Алкоголь помогал интроверту Эдварду быть раскованнее. Он начинал открыто вести себя в компаниях и легче соблазнять дам. К «зеленому змию» присовокупился еще и оккультизм. И в результате почти половину 1908 года художник провел в психиатрической клинике в Копенгагене. Вышел вполне вменяемым. Отказался от шумных компаний и спиртного, стал вегетарианцем и много спал.

На выставке представлены и работы из тех серий, к которым Мунк возвращался в течение многих лет. Среди них - «Поцелуй», «Мадонна», «Девушки на мосту», «Вампир», «Созревание» и, конечно, «Танец жизни» - яркая картина, навеянная страстным, мучительным и самым длительным романом Мунка с богатой молодой норвежкой Туллой Ларсен.

Крик. А в ответ тишина...
 

Даже полотно с оптимистичным названием «Танец жизни» все равно пронизано печалью. Фото: Иван Макеев/kpmedia.ru

ДВА ГЕНИЯ

РОССИЙСКОЕ АЛЬТЕР-ЭГО

Значительная часть вернисажа посвящена Достоевскому. Точнее, его влиянию на Мунка. Произведения Федора Михайловича сформировали мировоззрение и образное мышление художника.

Все началось с того, что он был любимым писателем у Мунка. Художник зачитывался русским классиком настолько, что сейчас сказали бы, он был его фанатом.

- В ночь, когда Мунк ушел из жизни, на прикроватной тумбочке нашли томик «Бесов», - отмечает Татьяна Карпова.

Одной из любимых книг Мунка была повесть Достоевского «Кроткая». Художник даже назвал так свою работу и повесил над своей кроватью. На ней изображена хрупкая юная девушка. Позже «Кроткая» стала элементом одного из последних автопортретов Мунка «Между часами и кроватью».

А «Крики», по мнению некоторых искусствоведов, художник написал как иллюстрацию к «Преступлению и наказанию».

Их взгляды на многие вещи совпадали.

- Мунк был подвержен тем же маниям, страстям, что и Федор Михайлович, - продолжает Татьяна Карпова. - Он часто бывал в Монте-Карло, так как рулетка была его наваждением, всепоглощающей страстью. Общими были и темы ревности, одиночества, драматических коллизий между мужчиной и женщиной.

На выставку привезли книги Достоевского и монографии о нем из библиотеки Мунка.

- Ты выходишь из этих залов с пониманием, что прошел какое-то сложнейшее внутренне путешествие по закоулкам и человеческой, и твоей собственной души, - улыбается Зельфира Трегулова.

Побродить по закоулкам души Мунка можно еще успеть. Выставка продлится до 14 июля.

Крик. А в ответ тишина...
 

Живописец увлекался селфи до того, как они стали популярны. Фото: Иван Макеев/kpmedia.ru

СКАЖИТЕ СЫ-Ы-ЫР

А-ЛЯ МАРАТ

Пожалуй, самое интересное на выставке - черно-белые фотографии. Снимков мало: чуть больше десяти. Зато какие! Много… самых настоящих селфи. Причем таких, которым позавидуют продвинутые блогеры.

- Мунк пользовался долгой выдержкой и автоспуском, - рассказывает гендиректор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. - Выставлял кадр, запечатлевал самого себя, и получались селфи. Ненавижу их, но вынуждена произнести это слово.

В соцсетях Мунка бы за такие «селфи» тут же забанили. Почти на всех он обнажен. Вот, например, автопортрет, который художник назвал «А-ля Марат». Снимок создан в 1908 - 1809 годах. В клинике доктора Якобсона, где художник лечился от алкоголизма. На фотографии Мунк возлежит в ванной. Выражение лица томное, тело едва прикрыто простынями. Он представляет себя французским революционером Маратом, которым был увлечен, в частности интересовался тем, как произошло его убийство.

Автопортрет с возлюбленной Розой Майзнер создан в немецком городе Варнемюнде в 1927 году. Два силуэта настолько размыты, что кажутся призраками.

В том же году и месте Мунк делает еще одно «селфи». На пляже с кистью и палитрой. На нем почти незаметная тряпочка, а позади - нудист.

- Мунк всю жизнь писал автопортреты, - говорит куратор выставки Татьяна Карпова. - Это своего рода живописный и графический дневник. И там он предельно искренне исследует свое психическое и физиологическое состояние, без всякого желания польстить самому себе.

Кстати, среди графических работ есть не только «сам у себя любимый Мунк», но и его именитые друзья. Он создал портреты писателей Хенрика Ибсена, Кнута Гамсуна, Августа Стриндберга, Станислава Пшибышевского, поэта Стефана Малларме.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Вячеслав Володин: разрешение Киеву на дальнобойное оружие подтверждает, что против РФ воюет НАТО

Разрешение США и их союзников применять Украине дальнобойное оружие западного производства по нашей стране ещё раз подтверждает, что против России воюет НАТО, заявил Вячеслав Володин. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также