Я иду, хромаю по Москве
Режиссер Волан-де-Морт, Михалков на костылях и «Встречи с Горбачевым». В Москве завершился 41-й Московский международный кинофестиваль
41-летняя актриса Любовь Толкалина и ее 17-летняя дочь Маша (от Егора Кончаловского) смотрелись как две сестренки. Фото: Екатерина Чеснокова/РИА Новости
- Спасибо, что не в декабре и не в январе, - улыбнулся актер Борис Щербаков, ступая на красную дорожку на церемонии открытия. Вторили ему и Вера Алентова с Юлией Меньшовой:
- Босоножечки нацепили, но все же прохладно. К тому же весна - время горячее для творцов: работают. А летом бывают перерывы для того, чтобы смотреть кино.
Но на то она и красная дорожка, чтобы щеголять. Екатерина Климова и Мария Кожевникова вообще вышли в свет в платьях с открытыми плечами и хоть стучали зубками, зато делали это красиво.
ММКФ второй год подряд устроили в апреле, а не в июне, как было раньше. Но если в 2018-м причиной был чемпионат мира по футболу, то теперь все просто: понравилось.
- В июне Москва жаркая, - убежден президент ММКФ Никита Михалков. - Люди разъезжаются в отпуска, идет фестивальный сезон, журналисты мечутся между странами и аэропортами. Да и после зимы это первый киношный праздник в новом году.
Михалков на пресс-брифинг пришел на костылях. Режиссер перенес в Германии две операции на бедре.
- Ну ничего, а я иду, хромаю по Москве, - бодрился он. - Две операции за месяц - серьезное потрясение. Нельзя долго стоять, да и сидеть. Надо посмотреть, смогу ли висеть!
Открыл ММКФ фильм «Император Парижа» Жана-Франсуа Рише. Про французского преступника XIX века Видока. А вот с лентой закрытия чуть не случился скандал. Планировалось показать картину Павла Лунгина «Братство». Но в последний момент ее заменили документалкой двух авторов, Вернера Херцога и Андре Сингера, «Встречи с Горбачевым».
- Получили серьезную просьбу от ветеранов Афганской войны, - пояснил ситуацию Михалков. - Это был крик души. Картина их оскорбила. В принципе можно было бы взять на себя риск выйти из этого положения, если бы того стоило художественное произведение. На мой взгляд, «Братство» - довольно средний, сотканный из клише фильм.
По мнению режиссера, фильм про Горбачева вызовет не меньше споров, так как это взгляд на первого и единственного Президента СССР с той стороны Берлинской стены. Рассказ о человеке, который вошел в историю тем, что стену во всех смыслах - и физически, и фигурально - разрушил.
Первые награды нашли героев в первый день фестиваля. Приз за вклад в мировой кинематограф получил южнокорейский режиссер Ким Ки Дук. В этом году он - председатель жюри кинофестиваля. Награду «Верю. Константин Станиславский» увез британский актер и режиссер Рэйф Файнс, тот самый, что играл Волан-де-Морта в «Гарри Поттере». Он представлял свою картину «Нуреев. Белый ворон».
МАТ ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ
В этом году в конкурсе 13 картин, из них три российские. Это «Воскресенье» Светланы Проскуриной, якутская лента «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой и «Эпидемия. Вонгозеро» Павла Костомарова, который работал оператором у уроженца Беларуси Сергея Лозницы, а затем как режиссер снял сериал «Чернобыль. Зона отчуждения».
Аншлаг царил на показе «Воскресенья». О выходном дне из жизни провинциального чиновника. Утром он получает записку «Скоро умрешь» и пытается решить множество проблем. И в личной жизни, и на работе. Причем всего за один день. У Веры Алентовой там главная роль. Она играет пожилую женщину, которая вот-вот уйдет в мир иной.
- Не было страшно играть эту роль, - призналась она. - К тому же это не первый раз, когда я экспериментирую в кино. Меня заинтересовал момент в сценарии, где говорилось о том, что у моей героини много вариаций умирания.
На фестивале показали режиссерскую версию «Воскресенья», с матом. А вот в прокат картина выйдет без нецензурных словечек.
Никита Сергеевич к проблемам с ногой относится с юмором и все время шутил по этому поводу. Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru
- Есть вещи, которые иначе не скажешь, - уверена Алентова.
Всего на фестивале показали 182 картины. Их привезли из 64 стран, в том числе из Италии, Франции, Японии и Ирана.
В жюри помимо председателя Ким Ки Дука вошли режиссер и продюсер Семих Капланоглу из Турции, сценарист и режиссер Валия Сантелла из Италии, актрисы Мария Ярвенхельми из Финляндии и наша Ирина Апексимова.
В этом году на ММКФ было много нововведений. Впервые появилась программа фильмов Одесской киностудии. В ней показали ленты Марлена Хуциева, Станислава Говорухина, Петра Тодоровского, Киры Муратовой. Спецпрограмму посвятили сериалам. Мощным оказался документальный сектор.
МАМБЛКОР ИЗ СИНЕОКОЙ
Из Беларуси на нынешний кинофестиваль приехал всего один фильм. Лента устрашала названием - «Сашин ад» - и трудновыговариваемым и малопонятным для человека не из киносреды жанром - «неожиданный белорусский мамблкор».
- Так назвал его отборщик Стас Тыркин, - рассказал «СВ» режиссер Никита Лаврецкий. - Мамблкор - это известное движение американского независимого кино. Такое же, как «Догма 95» или «французская новая волна». Это безбюджетные фильмы, основанные на натуралистичных диалогах. Но все же в моем фильме не такой уж большой упор на диалоги, и в последние полчаса кино полностью немое. И я снимаю на VHS не потому, что у меня нет выбора, а ради эстетики. Я называю жанр, в котором снят мой фильм, эмо-хоррором, потому что то мистическое, что вытаскиваю в фильме, идет не из внешней угрозы, а из эмоционального состояния героев.
Фильм рассказывает о встрече двух музыкантов из разных стран. Рэпер Оли - из Бельгии, а его соавтор Саша - из России. Иностранца играет бельгийский рэпер Влад Лаллабай, чья фамилия с английского переводится как «колыбельная». В нашего товарища перевоплотился белорусский журналист, актер и режиссер Алексей Свирский.
Фильм сняли всего за неделю в Минске.
Никите Лаврецкому 25 лет. Он выучился в Белорусском госуниверситете на математика, режиссерского образования у него нет. Стал известен в Беларуси в 2015 году, когда на кинофестивале «Лiстапад» показали его ретроспективу. К тому моменту режиссер снял уже три фильма: «Белорусский психопат», «Поэзия» и «Амерыкан бой».
дорогой гость
«ИСКУССТВО ТРЕБУЕТ КОНТИНУУМА»
На открытии ММКФ мы встретили польского кинорежиссера Кшиштофа Занусси, которому 17 июня исполнится 80 лет.
- Огромная радость быть на этом кинофестивале, - рассказал Кшиштоф «СВ». - Ведь тут девять лет назад мне вручили «Золотого Георгия» (за фильм «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем». - Ред.). До сих пор благодарен людям, которые оценили мою работу. В 2014 году здесь же показывали ретроспективу моих картин. Но еще надеюсь когда-нибудь выступить в конкурсе. Рад тому, что Московский кинофестиваль - международный. И всегда обращался к третьему миру. И к Средней Азии, и к другим странам, фильмы которых мы не видели. Но прежде всего это выражение культуры России, а она очень богатая и разнообразная.
Еще кинофестиваль дает возможность встретиться с тем, что делают молодые. И среди них я вижу много талантливых. Очень важно, чтобы не было разрыва в поколениях, потому что это убивает искусство. Это важно во всех странах, в том числе и в моей Польше. Искусство требует, чтобы был континуум. Чтобы ценности, на которых выросли предыдущие поколения, проявлялись в их детях и внуках, и они другим языком их выражали и делали кино высокого уровня.