Cтал композитором, чтобы… жениться
5 мая исполняется двести лет со дня рождения Станислава Монюшко, чье имя связано и с Беларусью, и с Россией
Премьера оперы Монюшко «Verbum Noble» («Слово чести») прошла в Минске шесть лет назад. Поставил ее камерный музыкальный театр «Галерея». Фото: БЕЛТА.
Станислава Монюшко можно назвать человеком Восточной Европы: он родился под Минском, учился в Вильно, мечтал быть дирижером в петербургской Мариинке (и часто туда приезжал), но оказался в Варшаве. Его считают основоположником сразу двух национальных опер - белорусской и польской. Эффектный шляхтич из знаменитого рода, друживший с Даргомыжским и Глинкой, он создал четырнадцать опер и оперетт, три балета и множество романсов. Но и сегодня о нем известно не очень многое, хотя главный «хит» Монюшко - опера «Галька» - до сих пор с успехом идет на всех сценах мира.
БОГАТЫЙ ДЕДУШКА
Все началось с другого Станислава Монюшко - дедушки, в чью честь и назван композитор. Он был образован - окончил университет в Вильно. Богат - стартом стали поставки провизии в армию Великого княжества Литовского. Имел чудесные отношения с гетманом. Гетман Михаил Казимир Огинский, дядя автора знаменитого «Полонеза Огинского», даже пожаловал Монюшко свой городок - Смиловичи. Ну и звание военного судьи Великого княжества Литовского тоже имело значение.
В Смиловичах Монюшко построил дворец, в котором сейчас располагается сельскохозяйственный колледж. В пятьдесят один год решил жениться. Выбрал себе двадцатилетнюю красавицу Еву, которая родила ему шестнадцать детей. Шестеро не дожили до совершеннолетия. Осталось шесть сыновей и четыре дочери. Дочерям было дано внушительное приданое, а вот мальчикам в наследство достались фольварки (усадьбы) и сто тысяч золотом. Каждому.
АДЪЮТАНТ ПРИ НАПОЛЕОНОВСКИХ МАРШАЛАХ
Усадьбу получил и отец будущего композитора Чеслав. Она находилась в Убеле, неподалеку от Минска. Однако для страны настали трудные времена - разделы Речи Посполитой, Наполеон с армией подошел. Одноглазый после перенесенной оспы Чеслав стал адъютантом у Мюрата и Даву, знаменитых маршалов. Он много рисовал, в том числе и портреты солдат наполеоновской армии.
Остальные братья Чеслава тоже выступили на стороне Бонапарта. А в 1815 году, когда все территории отошли Российской империи, началось разорение шляхтичей. У них не отняли имущество, но заставили платить что-то вроде контрибуции за участие в военных действиях. В конце концов это привело к разорению, продаже имения. Мальчик Станислав появился на свет в послевоенном, трудном для семьи 1819 году.
ПРАВНУК СОЗДАТЕЛЯ СЛУЦКИХ ПОЯСОВ
Ребенок был слабым, но талантливым. Прихрамывал после родовой травмы. Усидчивый - поэтому его посадили за фортепьяно. Сперва его учила мама, Елизавета Маджарская. Поляки называли ее Эльж-бетой. Дед Елизаветы - персона в те времена известная, армянин Ованес Маджарянц. Жил он в Турции. Именно его пригласил Михаил Казимир Радзивилл в Слуцк, где создавалась мануфактура по изготовлению поясов с золотом и шелком по персидскому образцу. Ованеса для удобства переименовали в Яна Маджарского, так и пошло. Ткачей обучал лично Ян. Сперва они копировали восточные узоры, а потом стали работать и с местной флорой - незабудками, васильками, листьями дуба. Слуцкие пояса сегодня есть во многих музеях России и Беларуси, а также в Польше и других европейских странах. Эти ценные образцы ткаческого искусства связывают между собой истории государств и отдельных людей - от Радзивилла до Монюшко.
ПРОФЕССИЯ ПО ЛЮБВИ
Когда Станиславу исполнилось восемь лет, его повезли в Варшаву учиться. Долго это не продлилось из-за материальных трудностей, пришлось возвращаться. Приехали в Минск. И дирижер губернского оркестра стал давать уроки талантливому ребенку. Только вот гимназию мальчик не смог закончить: она была польская, а тут подоспело Польское восстание, и единственная школа, где преподавали на «мятежном языке», закрылась. Образование он получал на дому, постоянно занимаясь музыкой. В 16 лет сочинил первое произведение - маленькую оперетту «Конторщики», и семье сразу стало понятно - пора учить музыке серьезно.
Станислав Монюшко мечтал работать в Мариинке, но ему удалось лишь несколько раз выступить на этой сцене как дирижер. Фото: Wikimedia.com
Только вот незадача: юноша... влюбился. Поехал с дядюшкой в Вильно погостить, а там Александра Мюллер, дочь полковника. Ей шестнадцать, Станиславу - семнадцать. Вдова полковника Мюллера, будущая теща, поставила жениху условие: иди-ка ты сначала получи образование или профессию.
Монюшко приехал в Берлин, в Музыкальную академию. Учился четыре года, писал романсы на стихи Мицкевича. Пользовался успехом. Профессора любили, советовали остаться. Как только стало можно, рванул Станислав к своей Александре, получил долгожданное «да» и обвенчался. Сам Станислав был единственным ребенком в семье. Но Александра родила ему десятерых (!) детей. Трое, увы, умерли в детстве.
ЗНАМЕНИТАЯ «ГАЛЬКА»
В архивах хранится множество писем Станислава к любимой жене. В том числе и из Санкт-Петербурга, где он безуспешно искал хоть какое-то место. Нашел в итоге вакансию органиста в Вильно, в костеле. Тем и зарабатывал на жизнь.
Дальше помог случай. Монюшко написал оперетту, которую поставили в Варшаве. Там он встретился с Влодзимежем Вольским - польским поэтом, только что сочинившим поэму «Галька» про простую деревенскую девушку, соблазненную шляхтичем. Она забеременела. А негодяй женился на «ровне». Все заканчивалось крестьянским восстанием против крепостничества, но это было вырезано цензурой. Однако отцензурированная «Галька» всем понравилась. Народные мотивы, местный колорит… Монюшко создал к поэме музыку, и родилась полноценная опера. Композитор стал известным, дирижировал в Петербурге, Варшаве, Вильно. Опера ставится на сценах всего мира до сих пор.
Умер Станислав Монюшко в 53 года. Это было в 1872-м, в Варшаве. На похороны пришли тысячи человек. Отпевали его под реквием, который он сочинил на смерть отца, за два года до этого. Очень многое из его наследия было утеряно.
Однажды он написал другу: «Избери целью жизни искусство и занимайся им так, чтобы оно могло приносить радость и поддержку людям, угнетенным горем или нуждой». Дал совет, которому и сам следовал всю жизнь.
ПОД ЭГИДОЙ ЮНЕСКО
УТЕРЯННАЯ «ИДИЛЛИЯ»
В Посольстве Беларуси в Москве сыграли произведения Станислава Монюшко и организовали выставку его памяти.
Копии рисунков Чеслава Монюшко - отца композитора - появились на экспозиции в дипмиссии. По ним можно понять, в каких условиях рос талант. На то, что Станислав родился рядом с Минском, указывает только небольшая стела, фольварк сгорел во время войны.
Все пейзажи мы можем видеть сегодня глазами Чеслава, все эмоции понимать по музыке Станислава. На приеме в посольстве старший советник Василий Черник отметил: в ЮНЕСКО этот год объявлен годом Монюшко:
- Это музыкальный классик мирового значения. Вошел в историю как родоначальник двух национальных опер. Ему принадлежит авторство первой белорусской оперы, «Идиллия», и первой польской - «Галька».
Вот только «Идиллии» («Селянке»), либретто к которой создал Викентий Дунин-Марцинкевич, не повезло. Ее премьера прошла в Минском городском театре в 1840-х. В тот вечер белорусский язык впервые прозвучал со сцены. Но после представления оперу запретили, а сам клавир был утерян. Уцелела только ария Комиссара. В современном Купаловском театре в 1993 году «Идиллию» поставили снова, включив оригинальную арию.
В эти дни в Минске проходил масштабный международный музыкальный фестиваль, посвященный двухсотлетию Станислава Монюшко. Была и «Галька», и балетный концерт. Сюрприз афиши - абсолютная премьера. Когда-то композитор написал музыку к «Крымским сонетам» Мицкевича, покоренного южными красотами. Впервые эти стихи, положенные на музыку Монюшко, смогли услышать в белорусской столице спустя почти два века.