Евгений Стеблов: В Беларуси получил вторую жизнь
Звезда фильмов «Я шагаю по Москве», «До свидания, мальчики» с Синеокой дружит давно и крепко. О том, как чуть не отдал концы на съемках под Борисовом, об ощущениях «за рулем» танка и сахарной бороде актер рассказал в интервью «СВ»
В «Перекличке» 1965 года никаких спецэффектов – и танк настоящий, и стреляли боевыми снарядами. Фото: Кадр их фильма
НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ
- Евгений Юрьевич, вы входите в состав Экспертного совета Премии Союзного государства в области литературы и искусства. Почему согласились?
- Много раз бывал в комиссиях, которые что-то присуждают. Если хотят советоваться, зачем отказывать? Тем более у меня есть определенный жизненный опыт. Рад, что могу внести вклад в дружбу Беларуси с Россией. Экспертный совет - государственная структура, а не корпоративная затея, которая сегодня возникла, а завтра исчезла. Так что назвался груздем - полезай в кузов!
- Когда вы впервые оказались в Беларуси?
- В 1965 году. Снимался в военной картине «Перекличка». Это работа «Ленфильма» в копродукции с «Таджикфильмом». Но значительная часть съемок шла в Борисове под Минском. Там стояли большие танковые соединения, поэтому город считался танковой столицей СССР. Мы с Никитой Михалковым и ныне покойным Шавкатом Газиевым играли танковый экипаж.
Можно сказать, что сейчас неплохо знаю Беларусь, много где был там. Часто работал на «Беларусьфильме». Валера Рубинчик предложил главную роль в своем замечательном фильме «Культпоход в театр». Снимали на Припяти. Еще до Чернобыльской катастрофы. Очень красивые места - белорусская Венеция, деревенская такая. Дома на сваях. Работал я и с народным артистом Беларуси Игорем Добролюбовым. Кино - это производственный процесс. Бывает всякое. Но не помню, чтобы в Беларуси сталкивались с подводными течениями. Все мирно решалось.
САХАРНАЯ БОРОДА
- Танком управляли?
- А как же! Водил Т-34. Его, как и трактор, вести нетрудно. Два рычага. Ничего сложного. Когда ведешь танк, чувствуешь невероятную мощь! Брутальное ощущение. Конечно, проходили специальные курсы, нас военные учили. Старшина был приставлен, а на площадке дежурил генерал-консультант. Съемки проходили ночами на танкодроме. У нас был танк-герой. И его играло… три танка. Один - в движении. В другом были вырезаны дырки для того, чтобы снимать внутри. Третий - покореженный, изображал гибель. Стреляли из настоящих танковых пушек боевыми снарядами. И дуло пушки было задрано больше, чем в боевых условиях, потому что сориентировано по кадру. Снимали сразу с трех камер. Дубли делать было рискованно. И вот приступаем к съемкам. Привязали веревку к гашетке, дернули. Несмотря на то, что танк с войны не стрелял, вроде сработало. Я был заряжающим, Михалков - командиром танка, а Газиев - водителем. Мне нужно было профессионально послать снаряд, который весит 25 кг, в дуло. Одной рукой. Пальцы при этом специально загибались. Если вовремя их не убрать, выскакивала «собачка», которая могла их отрубить.
- С ума сойти!
- Да. Танкодром находился далеко от города. На него отвозили. Однажды ко мне подошла гримерша. Сказала: «Я забыла глицерин». Им пот делают. Боялась обнаружить оплошность перед директором группы, поэтому попросила: «Не выдавайте! Я разведу сладкой воды с сахаром. Он засохнет и будет блестеть». А мы были слегка небриты. Все-таки в боевых условиях. Приготовились к съемкам: режиссер, операторы залегли в окоп. Мы самостоятельно включили камеру. И вот посылаю снаряд с капсульным взрывателем, тяжелый. Говорю: «Готово». Никита делает выстрел. Оглушительный. Фактически взрыв! И ничего не понимаю! Глаза не видят! Во рту земля. К нам бегут из окопа, как к космонавтам! Вылезаем из люка, и все начинают ржать! Ведь танк, в котором мы сидели, был разгерметизирован. Еще на заводе в броне сделали отверстия для камер, и взрывной волной засосало землю. Получились щели, взрывной волной засосало землю, песок и забило рот, глаза, а сладкая вода засохла на нашей небритости. Мы стали похожи на марципаны! Получился брак, пришлось переснимать. И тут я… уронил снаряд! К счастью, на ветошь - тряпки, которыми протирают оружие. Обошлось. Второй день рождения получил. А так бы тут с вами не разговаривал.
Артист Стеблов уже полвека служит в Театре имени Моссовета. Одна из знаковых его ролей – Петр Константинович Муромский в спектакле «Свадьба Кречинского» режиссера Павла Хомского. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости
НОСТАЛЬГИЯ
«ВДРУГ ОКАЗАЛИСЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ»
- Что стоит позаимствовать у белорусов, а им у нас?
- Белорусы - мирный народ. Нет тяги к конфликтам. Не встречал радикализма во мнениях. Неблагодарное занятие в Беларуси - подуть на гаснущий огонек конфликта так, чтобы разгорелся. Не склонен народ к этому. Созидательно настроен. Подбить белорусов на бунт - задача нелегкая. Думаю, это объясняется многоконфессиональностью. В Беларуси мирно сосуществуют и православие, и иудаизм, и католицизм. Если честно, я все никак не могу привыкнуть к тому, что Беларусь - отдельное государство. Кажется, что по-прежнему существует историческая Русь. Помню, во время визита Патриарха Алексия II на Украину народ скандировал: «Россия, Украина, Беларусь, все вместе - святая Русь».
- Жалеете о том, что распался Советский Союз?
- Владимир Путин политически и по-человечески точно сформулировал по этому поводу мысль: это трагедия. Люди жили в одной большой стране и вдруг оказались за границей. Я в советское время был зампарторга по идеологии Театра имени Моссовета. Никаких сложностей не встречал. Все зависело от людей. Вот говорят: была цензура. А сейчас ее нет разве? Ведь частные производители могут все, что угодно, сделать с картиной. Взять и в диван себе положить! Или на чердак закинуть. Так и происходило со многими фильмами, особенно в 90-е.
Моя покойная супруга (в 2010 году Стеблов овдовел и сейчас женат вторым браком. - Ред.), с которой прожил 38 лет, детство провела в Ташкенте. Мама из Ленинграда, отец из Владимирской области. Попали туда в эвакуацию. Татьяна в России-то оказалась, березу впервые увидела лет в семь. Когда Союз развалился, я в ленфильмовской картине снимался. Мы были в Литве. И вот когда меня администратор на поезд сажал, чтобы отправить в Москву, ужас был. Происходящее напоминало сцену из фильмов о Гражданской войне. Еще оформленных границ не было, но Литва и Россия уже считались разными государствами. Мне наконец дали билет. Посадили на поезд. Вдруг приходит какой-то бандюга и говорит: «Это мое место». Пришлось перелезать на другую полку. Еле доехал. Оказывается, продали на одно место несколько билетов.
- Европейцы нередко называют лидеров Союзного государства, Лукашенко и Путина, диктаторами, говорят о «российской угрозе». Что вы думаете по этому поводу?
- Да это у них агония после того, как полтора года назад президент Путин рассказал о нашем вооружении. Я тогда с восторгом понял, что Запад проиграл. Сейчас до них это доходит. Постепенно они на словах будут злее, а на деле начнут отступать. Путин - человек стойкий. А посмотрите на западных лидеров: за редким исключением - шпана! Частенько - продажная. Белыми нитками шито, чьи интересы обслуживают. Мы - великая страна. Обречены на самостоятельность. Не может слон встроиться в обезьянник. Природа разная. Надо просто жить дружно.
ДОСЬЕ «СВ»
Евгений Стеблов родился 8 декабря 1945 года в Москве. Окончил Театральное училище имени Щукина. Служил в Ленкоме, Центральном театре Советской армии. С 1969 года - актер Театра имени Моссовета. Самые известные роли в кино: Саша Шаталов из «Я шагаю по Москве», Володя Белов из «До свидания, мальчики», актер Леша Канин из «Рабы любви», молодой супруг Игорь из «По семейным обстоятельствам». Обладатель Госпремии РСФСР. Народный артист РФ. Первый зампредседателя Союза театральных деятелей России.