САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Исчезнувший Горький и шедевры на линолеуме

В Новой Третьяковке на Крымском валу - очередная большая экспозиция. Показывают работы Ильи Репина. Выставка приурочена к 175-летию великого русского художника. Ретроспективу называют «самым ожидаемым проектом года»

Фото: Ilya-repin.ru

ЧЕТЫРЕ ЭТАЖА РАЗНООБРАЗИЯ

О выставке так много говорили, так часто упоминали о том, что Репина не выставляли в Третьяковке почти 25 лет, что на вернисаж пошел каждый первый москвич. Однако очередей, «как на Серова и Куинджи», не случилось. От того, что билеты продаются не только в кассах, но и онлайн, причем на определенную дату. На март, кстати, уже раскуплены. Но выставка закрывается 18 августа, так что «успеть на Репина» можно легко.

Работы вывесили на трех (а вместе с «антресолями», как называют место под крышей сотрудники Третьяковки), даже на четырех этажах. Больше трехсот живописных и графических произведений.

На третьем этаже - картины, известные по советским школьным учебникам. Конечно, «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы», «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…».

Однако хватает и малоизвестных произведений.

- Всем знакома фраза Репина «Я люблю разнообразие», - рассказывает «СВ» куратор живописного раздела выставки Татьяна Юденкова. - Современники за такую всеядность его чаще критиковали. Даже друзья. Считали, что Репин - поверхностный, конъюнктурный. Мы, наоборот, решили показать художника как натуру последовательную и цельную, в развитии.

Репин сумел продемонстрировать Россию, крестьянскую и аристократичесую, народную и царскую, революционную и артистическую.

По словам куратора графического раздела выставки Нины Марковой, он рисовал всегда и везде:

- Не выпускал из рук карандаш ни в поезде, ни на пароходе, ни в беседе с друзьями, ни на светских раутах, ни на заседаниях. Предпочитал разные техники: тушь, сангину, уголь...

РОДНЫЕ «ПЕНАТЫ» ОКАЗАЛИСЬ В ФИНЛЯНДИИ

Работы привезли из 35 музеев. Не только российских, но и из Финляндии, Чехии. Из Беларуси - четыре картины. Почти все - на самом нижнем этаже. Три - из Национального художественного музея в Минске.

 

Исчезнувший Горький и шедевры на линолеуме

Фото из мастерской: художник и его подруга Наталья Нордман (справа) усадили Марию Андрееву и Максима Горького для портрета, но писатель уехал, и на картине осталась только его возлюбленная. Фото: wikimedia.org

- На полотне «Лунная ночь. Здравнево» изображена одна из дочерей художника. Со спины и на фоне реки, - рассказывает «СВ» Татьяна Юденкова. - У ее ног лежит песик. Редкая работа: такая романтика была не свойственна Репину.

Два других полотна - поздние. Это портрет художника Василия Сварога и актрисы Марии Андреевой. Последнюю называли «другом-женой Горького». Звезда Московского художественного театра влюбилась в писателя и, став ярой революционеркой, уехала с ним за границу. Вернувшись, попыталась попасть в труппу, но не получилось.

Летом 1905 года Репин решил написать портрет Марии Андреевой вместе с Горьким. Пара приехала к нему в усадьбу «Пенаты». Репин усадил гостей на зимней веранде, превращенной в мастерскую. В кресле устроилась Андреева, а у ее ног, на подоконнике, Горький.

- Сохранилась фотография, где они так и сидят, - продолжает Татьяна Юденкова. - Репин только успел сделать набросок углем на холсте, как Горький уехал по революционным делам, позировать не смог. Пришлось оставить Андрееву в гордом одиночестве на фоне зеленого сада. 

И, наконец, четвертая картина - из Витебска. Впервые попала в Москву. Это этюд «Дезертир», связанный с революционными событиями. Предположительно прототипом героя стал внучатый племянник Репина Василий.

- Этот образ художник характеризовал, как «солдатика не из сознательных», - уточняет Татьяна Юденкова. - Очень тонкий психологический этюд. Солдатик похож на пойманного зверька, в его глазах - те же страх и растерянность.

«Дезертир», а также висящий неподалеку «Портрет Ремизова» (художника, автора журнала «Сатирикон»), «Гопак» и другие поздние работы написаны на… линолеуме! Он виден даже сквозь густой слой масляной краски. По словам Нины Марковой, Репина вынудила использовать этот материал революция 1917 года. Художник по-прежнему жил в усадьбе «Пенаты», которая в 1918 году оказалась на территории отошедшей Финляндии!

 

Исчезнувший Горький и шедевры на линолеуме

Готовьтесь к походу как следует – на осмотр планируйте минимум часа два. Чтобы не получалось «галопом по Европам». Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости.

- Репин был отрезан от Петербурга, денег не было, а работать-то надо, и душа-то горит. Использовал не только линолеум, но и клеенку, - говорит Нина Маркова.

ФЕДОР ИЛИ КОНСТАНТИН?

В разделе графики бросается в глаза большой портрет Федора Никитича Романова-Юрьева. Того самого, который принял постриг и стал Патриархом Московским и всея Руси Филаретом. И был отцом первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича.

Репин сильно увлекся этой личностью. Крутой замес государственного ума и авантюризма. Илья Ефимович написал портрет в 1897 году. Угольным и итальянским карандашами. Черно-белый, он невероятно похож на фотографию. Сам же облик молодого мужчины Репин придумал, поскольку изображений родоначальника Романовых не сохранилось. Он наделил Филарета чертами потомка - великого князя Константина Константиновича. С ним Репин был знаком и писал его портрет раньше - в 1891 году.

Картина, по словам Марковой, замечательная по качеству. Ее привезли из Волгограда. И она практически не попадала в сферу внимания исследователей и столичных зрителей.

ЛЕГЕНДА

ПРОКЛЯТИЕ ГРОЗНОГО

Когда художнику было за шестьдесят, у него начались проблемы со здоровьем.

- Весь поздний Репин - это художник с отказывающей рукой, - продолжает Нина Маркова. - Мышцы между большим и указательным пальцем почти не работали. Он пристегивал на пояс палитру, брал кисть и старался писать левой.

Легенда гласит, что рука начала отказывать после того, как он закончил в 1885 году картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

Верить или нет - дело каждого. Но в том, что на картину потрачена уйма сил, можно убедиться, пролистав фотографии процесса реставрации. В том числе в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах.

Полотно с момента появления вело себя странно. Первые зрители реагировали неадекватно: одни плакали, другие - истерически смеялись. А в январе 1913 года на него набросился иконописец Абрам Балашов. Крикнул «Довольно крови!» и пырнул полотно три раза ножом. Картину с трудом восстановили.

А хранитель Третьяковки Георгий Хруслов так переживал, что бросился под поезд.

Весной 2018 года история с нападением на полотно повторилась. Безработный из Воронежа тоже его порезал.

С тех пор «Грозного» еще не отреставрировали, поэтому на выставке его увидеть не получится. А чтобы уберечь другие картины, установили усиленную систему контроля.

- Подойдете слишком близко, начнется противный писк, - предупреждает директор галереи Зельфира Трегулова. - Все полотна подключены к индивидуальной сигнализации. Около здания дежурят вооруженные сотрудники Росгвардии.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также