Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Рустам Сагдуллаев: Стеснялся ухаживать за Вертинской

Он прославился ролью летчика Ромео в фильме «В бой идут одни старики». О том, почему скрывает от друзей поездки в Синеокую, об отношениях с Анастасией Вертинской и о продолжении «Влюбленных» известный артист рассказал «СВ»

Зубры для актера уже как родные! Он так часто снимался в кино в разных белорусских городах, что уже считает Синеокую своим вторым домом. Фото: Виталий Пивоварчик.

РОЛЬ ПИСАЛИ ПОД МЕНЯ

- Мало кто помнит, что ваш герой из фильма «В бой идут одни старики» до того, как стать Ромео, звался, как и вы, Рустамом. И во «Влюбленных» вас не переименовывали. Почему?

- В фильме «В бой идут одни старики» - собирательный образ. Главным было то, что узбек, а как зовут - неважно. Я той же национальности. И зачем что-то менять?

А во «Влюбленных» роль писалась именно под меня. Все зависит от режиссера.

Если мне понравится ваше имя, так и скажу: «Напишите, чтобы героиня звалась Евгения».

- А я соглашусь! Иногда актерствую, а вы уже давно, насколько знаю, стали режиссером.

- Да-да, снимаю иногда кино. Ведь что такое актер? Человек, который постоянно на виду. Он не имеет права на собственные чувства. Однажды у корифея нашего узбекского театра, народного артиста РСФСР, умер сын. А у него спектакль. Отыграл. Потом вышел на сцену и сказал: «Извините, плохо сыграл, у меня сегодня сын умер». Весь зал встал, а на следующее утро все эти люди пришли на поминки. Актер - это человек, который сидит и ждет, когда его позовут и предложат роль. Но годы идут. К счастью, я понял, что все могу сам, и снял пару проектов. Сериал «Слепые». Десять серий. Второй фильм - «Останься». Художественный, полнометражный. Его показали по каналу ТВЦ.

- Сняты на вашей собственной киностудии?

- Да, она называлась «Равшан-фильм» в честь сына. Правда, ее давно уже нет. Закрыл в 2012 году в связи с тем, что было слишком дорого содержать.

ИРОНИЯ СУДЬБЫ

- Во «Влюбленных» вы снимались вместе Анастасией Вертинской, в которую, как говорят, невозможно было не влюбиться. Чаша сия не миновала и вас?

- Ну что вы! Я был слишком молод. Знал, что она - популярная актриса. Смотрел с восхищением. Тем более еще и отец - Вертинский! Думал так: «Очень красивая женщина, с потрясающим талантом».

- Пытались ухаживать?

- (Рассердившись.) Как так ухаживать?! Я был совсем пацан! Это было бы равносильно тому, как если бы 13-14-летний мальчик подошел к 40-летней женщине и пригласил ее выпить кофе или подарил цветы.

- Было бы мило. Что в этом оскорбительного?

- Сейчас - не знаю, но в советское время это было стыдно! Позор!

И с ее стороны стыдно. Как поймут? Педофилия! Вспомните американцев. Не так посмотрел - подают в суд. Да и в Европе Папа Римский всех теребит. Я не мог ухаживать даже за своей напарницей (актриса Гюзель Апанаева, в фильме - девушка Рустама. - Ред.), потому что был так воспитан. Стеснялся это делать. У нас менталитет другой. Отношение к женщине совсем иное...

- В 2004 году вышел фильм «Влюбленные-2». Продолжение хуже начала?

- Два, к сожалению, всегда хуже, чем один. Вспомните «Иронию судьбы». И наше кино тоже получилось провальным. Надо, может, было назвать по-другому, тогда и зритель иначе бы воспринял.

- Повзрослевшую Таню вместо Анастасии играет ее старшая сестра Марианна Вертинская. Все из-за того, что красавица с раскосыми глазами решила больше не сниматься?

- Да, Анастасия, к сожалению, окончательно ушла с творческой площадки. Она занимается личными делами и рестораном своего сына. Ее приглашали во «Влюбленных-2», но она отказалась. Гюзели Апанаевой, которая играла мою возлюбленную в первой части, во втором фильме тоже нет. Она погружена в работу. Сначала танцевала в ансамбле Моисеева, а теперь - художественный руководитель школы-студии при нем.

- Чем занимаются ваши дети?

- Дочка Навруза окончила факультет международной журналистики. Сын Равшан учится в филиале академии имени Плеханова. Внучка ходит в садик, и я всегда ее забираю. К ней у меня иное отношение, чем к детям. Любые дедушка-бабушка вам об этом скажут. Внуки, елки-палки, такая драгоценность, такое состояние души!

НАГРАДА

«ИЗ ПОСТСОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК ЗАВИДУЮ ТОЛЬКО БЕЛАРУСИ»

На последнем кинофестивале «Лiстапад» в Минске артист получил специальный приз Президента Беларуси «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве».

- Рустам Абдуллаевич, поздравляем!

- Спасибо! Я в третий раз участвовал в «Лiстападе». Сначала приезжал как почетный гость. Второй раз был членом жюри. Теперь вновь как гость, и судьба благоволила получить высокую награду. От президента, которого уважаю и люблю. Когда вручали, немного опешил. Да, я публичный человек, актер, но и мы, артисты, иногда теряемся.

- Часто бываете в Синеокой?

- Очень люблю Беларусь. Это оазис на постсоветском пространстве. Минск остался тем городом, который был. Добрым и мощным. Со своей аурой. И белорусский народ - один из добрейших народов мира. Терпеливый и трудолюбивый. Передает лучшие качества из поколения в поколение. В Беларуси во время войны ушел каждый третий. И я хотел бы через вашу газету пожелать доброго здравия тем, кто остался жив. Вечная память тем, кто отдал свою жизнь, защищая Отечество.

В моем творчестве тоже многое было связано с республикой. Была такая лента «Незабытая песня», где я играл своего земляка - Саттара. Он ушел в партизаны, получил кличку Казбек, воевал в белорусских лесах и стал Героем Советского Союза. Вообще думаю, что Беларусь и Узбекистан по духу близки. А ведь было одно Отечество. Но политики разделили нас, и из всех советских государств мы завидуем Беларуси. По-белому, конечно.

- Чему?

- Там потрясающая обстановка! У белорусов нет ничего чужого. Все собственное и добротное, и продовольствие, и техника. Хотите, похвастаюсь? У меня и морозильник, и холодильник, и кухонная плита - белорусские. А ведь за ними очереди были. И в России, и в других городах продаются белорусские товары. И бывает, что подделки. Помню, как-то снимался в Рязанской области, захожу в магазинчик с надписью «Белорусские товары». Беру сметану, колбасы. Пробую и понимаю: не то. Невкусно! Зашел вновь и говорю: «Подделка!» Через два дня комиссия нагрянула, и их закрыли. В этот раз, отправившись в Беларусь, постарался не говорить многим, куда лечу, потому что начнется: «Привези 10 палок колбасы!», «Возьми зефира!», «Президентского шоколада захвати, да побольше!» Но родным все везу, конечно. Вот внучке - печенье «Слодыч».

- Вы назвали Беларусь «оазисом постсоветского пространства». Жалеете о том, что СССР распался?

- В нем было много хорошего. Для всех государств. А сейчас многое растеряли. Хорошо, что у нас есть еще СНГ. Не дай бог, если бы выставили визы. У кого-то жена-армянка, а у кого-то, как у меня, русская. Как тогда быть?

ДОСЬЕ «СВ»

Рустам Сагдуллаев родился в 1950 году в Ташкенте. Окончил местный театрально-художественный институт имени Островского.

В кино - с детства. В тринадцать лет сыграл Алимджана в фильме «Канатоходцы». Прославился благодаря картинам «Влюбленные» и «В бой идут одни старики».

Как режиссер Сагдуллаев дебютировал в 1984 году фильмом «Останься».

В 2001 году снял телесериал «Слепые», где выступил режиссером, продюсером, соавтором сценария и исполнителем главной роли. Обладатель ордена Святого Георгия.