Налетай, торопись, выноси живопись
Преступник у всех на глазах вынес из Третьяковской галереи шедевр Куинджи
Сюжет рязановской комедии «Старики-разбойники» практически повторился на днях в Третьяковке. Вор-одиночка свистнул картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым».
И не то чтобы миниатюру какую-то положил за пазуху. Похититель, не прячась ни от камер наблюдения, ни от взглядов посетителей музея, просто снял картину размером 39 на 53 сантиметра со стены и, сунув под мышку, спокойно прошел с добычей через залы и покинул музей. Сигнализация и не пикнула, а охранники и смотрители даже не попытались остановить несуна: мол, мужчина, а куда это вы несете шедевр мирового значения стоимостью в миллион долларов? Удивительно!
Юмор ситуации в том, что работники музея не заметили пропажи картины. Неизвестно, когда бы они спохватились, если бы не еще одна кража. В тот же день из гардеробной Третьяковки стянули дорогущую шубу. Хозяйка протянула номерок, а крючок, на котором висело ее меховое богатство… пустой. Вызвали полицию. Оперативники сели просматривать записи камер видеонаблюдения. Тут-то и увидели, как неизвестный снимает со стены холст.
Справедливости ради надо сказать, что дальше сыщики совместно с ФСБ сработали выше всяких похвал. Вора нашли через несколько часов в поселке Заречье Одинцовского района. Им оказался некто Денис Чуприков, 33-летний уроженец Феодосии, помимо российского, имеющий, кстати, гражданство Беларуси. Картину он завернул в куртку и припрятал в темном углу на соседней стройке.
Хорошо, что все закончилось удачно, но как такое вообще возможно? Мы же из кино знаем, в больших музеях к каждому полотну тянутся проводки и, чуть что, орет сирена. А Третьяковка все-таки не второсортная галерейка. Только теперь, когда петух клюнул, каждую картину выставки оборудуют специальными датчиками. Кроме этого, все выходы из музея собираются дополнительно оборудовать специальными рентгеновскими установками, какие стоят в аэропортах.
Фрагмент съемки камеры наблюдения
Кадр с камеры наблюдения: вор спокойно шел по залам с полотном «Ай-Петри. Крым», и никто из охранников даже не посмотрел в его сторону.
Как бы то ни было, репутация музея оказалась подмоченной. Весной норвежцы собирались привезти в Третьяковку выставку работ Эдварда Мунка. Но после истории с холстом Куинджи скандинавы засомневались: стоит ли рисковать?
А КАК У СОСЕДЕЙ?
- У нас система охраны очень жесткая, - рассказал директор Национального исторического музея Беларуси Павел Сапотько. - Это касается и экспозиций, и фондов, причем во всех филиалах. Сложность в том, что мы должны быть открыты для исследований и при этом обеспечивать безусловную сохранность раритетов.
Вывоз предметов, которые являются историко-культурной ценностью высшей категории, на выставки - всегда тяжелая и длинная процедура. Доставка происходит в специальных боксах, перевозки контролируются сотрудниками музея и милиции. При работе на международных выставках нас всегда сопровождают представители дипмиссии и дополнительная охрана от организаторов. Но случаев краж, к счастью, пока не было.