Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Как пройти в пинакотеку?

Национальный художественный музей Беларуси отмечает 24 января свое 80-летие. «СВ» выяснило, какие сюрпризы готовят для ценителей прекрасного

Праздник - отличный повод пообщаться с искусством с глазу на глаз. Фото: БЕЛТА

- Планы большие! - с места в карьер начинает рассказывать директор музея Владимир Прокопцов. - В четверг открываем мемориальную доску в здании на улице Карла Маркса, а потом в основном корпусе гостей пригласят на юбилейные выставки. «Живописные мелодии» - к столетию художниц Раисы Кудревич и Валерианы Жолток. «Открытие действительного» - смотр работ наших реставраторов. Покажем их успехи за пять лет: восстановленные иконы, скульптуры, живописные полотна - в общей сложности около ста произведений.

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ

Днем рождения главной белорусской пинакотеки считается 24 января 1939 года - именно тогда Совет народных комиссаров учредил в Минске государственную картинную галерею. Разместили ее в здании Высшей коммунистической сельскохозяйственной школы. За пару лет, что предшествовали Великой Отечественной войне, музей в самом прямом смысле занимался спасением произведений искусства. Сюда поступали предметы интерьера, живописные полотна из национализированных усадеб, иконы из храмов и костелов.

Планировали вывезти собрание в эвакуацию, как делали в других советских музеях, спасая их от разграбления, но… не успели. А интерес немцев к нему был самым неподдельным. Драгоценные коллекции музея пристально изучали директор Дрезденской картинной галереи и уполномоченный по созданию личного музея Гитлера в Линце. Картины и мебель вывозили в неизвестном направлении… Забрали даже слуцкие пояса и «постилки» («дорожки» для столов. - Авт.), любовно вытканные местными ткачихами. Так музей в одночасье лишился почти всех своих экспонатов.

После Великой Победы часть награбленного удалось вернуть: из Восточной Пруссии в Минск приехали несвижские портреты, кое-что обнаружили в самой белорусской столице - видимо, пейзажи Левитана и портреты Кудревича фашисты бросили в спешке.

Новая жизнь галереи началась в 1957 году - музей обрел новый дом. Архитектор Михаил Бакланов построил двухэтажное здание с красивыми портиком и колоннадой. А в 1990-е, после провозглашения независимости Беларуси, изменился и статус галереи. Она стала официально называться Национальным художественным музеем республики.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

К юбилею музея канал «Беларусь 3» подготовил восьмисерийный фильм «Дом, где живет искусство». Его презентуют 24 января.

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

Забот у руководителей хватает: на носу II Европейские игры - к ним готовятся не только спортсмены.

- Накануне соревнований откроем большую выставку «О спорт, ты - мир!», - рассказывает Владимир Прокопцов. К тому же мы находимся совсем рядом со стадионом, где будут проходить матчи первенства. Так что ждем много гостей. Хотим даже продлить часы работы: хотя двери музея и так открыты семь дней в неделю, думаем над тем, чтобы к нам в дни Игр могли приходить до полуночи.

Есть и заветная мечта: показывать коллекции (а в фондах музея ни много ни мало тридцать тысяч экспонатов), не экономя на пространстве. Пока такой возможности нет, и подчас приходится уплотнять постоянную экспозицию, чтобы выделить выставочное пространство.

Большие надежды возлагают на будущий музейный квартал, работа над которым идет уже десять лет. Патронирует проект Президент Беларуси Александр Лукашенко.

- Нам уже передали два здания. Одно из них в этом году реконструируют и будут обустраивать для музейных нужд. Надеемся, оно будет таким же современным, как музей Витольда Бялыницкого-Бирули в Могилеве. А через пять-шесть лет рассчитываем встречать посетителей в настоящем квартале искусств.

СОТРУДНИЧЕСТВО

Владимир Прокопцов, директор Национального художественного музея Беларуси:

 sv10-2401-prokoptsov-60.jpg

Фото: БЕЛТА

- Мы не теряем связь с российскими коллегами - постоянно сотрудничаем как с крупными музеями (Государственной Третьяковской галереей, Эрмитажем, Русским музеем), так и с региональными.

Например, в марте откроем выставку из собрания Музея русской иконы - покажем работы Ярославской школы XVII - XVIII веков. Из областного Брянского музея привезут произведения братьев Ткачевых. Это обменная выставка: в прошлом году мы возили туда в рамках V Форума регионов произведения Витольда Бялыницкого-Бирули.

Также планируем предоставить пять картин из своего собрания для ретроспективы Ильи Репина, которая пройдет в этом году в Третьяковке. В том числе «Портрет Марии Андреевой», который он написал во время пребывания в «Пенатах». Ранее мы уже сотрудничали в таком формате: картины Серова и Куинджи из наших фондов демонстрировались в Москве. Одним словом, коллекция наша весьма востребованная.

Готовимся и к «Славянскому базару». К фестивалю должна выйти книга-альбом (она будет издана при поддержке Постоянного Комитета Союзного государства) о творчестве Бялыницкого-Бирули в России и Беларуси. Часть этого издания будет посвящена «Чайке» - даче на берегу озера Удомля, которую строили по проекту белорусского художника. Так что ждем своих коллег в музее-усадьбе «Здравнево» в Витебской области, где, Репин отдыхал и где, кстати, писал портрет своей дочери.

ЖЕМЧУЖИНЫ КОЛЛЕКЦИИ

Что стоит посмотреть в основной экспозиции:

Шерешевское Евангелие

 sv10-2401-evangelie-OBTR-60.jpg

Фото: Shereshevo-school.by

Уникальный рукописный памятник датируется концом XV столетия. На его страницах - миниатюры, изображающие евангелистов Марка, Матфея, Луку и Иоанна, растительные орнаменты. Интересно, что по колористическому решению миниатюрные портреты близки национальной живописной школе того времени: они выполнены золотисто-зеленой, коричневой и красной красками. А готические элементы сближают Евангелие с европейскими образцами. Считается, что в XVII - XIX столетиях Евангелие было напрестольным в Пречистенском храме деревни Шерешево, что в Пружанском районе. Тогда он входил в состав Великого княжества Литовского.

Портрет Юрия Радзивилла

 sv10-2401-portretRadzivila-70.jpg

Фото: wikimedia.org

Несвижский замок, семейное гнездо князей Радзивиллов, был наполнен картинами, скульптурами, гобеленами, богатейшая библиотека вмещала несколько десятков тысяч томов. Хотя война 1812 года оставила свой след (сокровища вывозили на бричках), Радзивиллы старались вернуть утраченное. Накануне Великой Отечественной было решено разделить коллекцию. В Минскую художественную галерею передали мебель, слуцкие пояса, картины, в частности, портреты Радзивиллов. В их числе - написанный неизвестным художником портрет участника битвы под Оршей Юрия Радзивилла по прозвищу Геркулес.

Фердинанд Рушиц. «У костела»

sv10-2401-uKostela-80.jpg

Фото: wikimedia.org

Уроженец Ошмянского уезда, художник учился у Шишкина и Куинджи, путешествовал по Европе, но все же тяготел к родным местам. Получив образование, он вернулся в Богданово и часто писал местные пейзажи. Один из них - «У костела» (1899): под набирающим синеву весенним небом изображены прихожане, стоящие между собором и звонницей. Они погружены в молитву, и статичные их фигуры контрастируют с бегущими облаками и ветвями деревьев, колышущимися на ветру.

Юрий Пэн. «Домик с козочкой»

 sv10-2401-YriPen-80.jpg

Фото: wikimedia.org

Основатель первой частной школы живописи в Витебске был учителем Марка Шагала и Соломона Юдовина. Его живописный стиль легко узнаваем: на картинах - окраины Витебска, деревянные дома с яркими ставнями и гуляющая по двору живность.