Скульптор Салават Щербаков: Князя Владимира поставили на «никсоновском газончике»
Он создал памятники великим конструкторам Сергею Королеву и Михаилу Калашникову, «Прощание славянки». Нередко работы критикуют. Отчего это происходит, о дружбе с президентом и о том, как гнал лошадь по белорусским лугам, известный скульптор, народный художник рассказал «СВ»
ШУТКИ МАСТЕРА, ИЛИ ОШИБКИ КОНСУЛЬТАНТА
- Салават Александрович, над чем трудились в последнее время?
- Города воинской славы. Делали стелу в Петербурге: фигуру Иоанна Кронштадтского вместе с живописцем Василием Нестеренко. Памятник посвящен морскому параду в Кронштадте. В Москве на Большой Сухаревской площади увековечили святых Петра и Февронию. Еще одна работа - монумент великому хирургу Склифосовскому - на Пироговке.
В его образе отразил все виды его деятельности. Во-первых, он был большим хирургом. Во-вторых, преподавателем. В-третьих, военным врачом. В-четвертых, основателем медицинской отрасли. Благодаря ему началось массовое строительство профильных клиник. Он сам умер до революции. Его жена и дочь жили в усадьбе. Туда вошли красноармейцы, увидели портрет Склифосовского с генеральскими погонами, зверски убили женщин и разгромили дом. В советское время эти факты замалчивались...
- Увидев вашего Калашникова, музыкант Андрей Макаревич назвал его «бездарным и уродливым». И на монументе нашли схему немецкой штурмовой винтовки конструктора Хуго Шмайссера. А на «Прощании славянки» обнаружили другую деталь - Mauser 88. Своеобразные… шутки?
- Ничего страшного: ошибки наших консультантов. Представьте, музыкант надел фрак, бабочку и не убрал на рукаве этикетку. Забыл. Отстригли. Ну, сделали на памятнике «Прощание славянки» крепеж ремня винтовки чуть-чуть другой. Спилили в тот же день. Что касается Калашникова, то у него в руках автомат, и в нем нет ошибок. Они были в чертеже на задней части памятника. Там изображены автоматы в разрезе, и кое-что оказалось неправильным. Но в незаметном месте! Ошибку, конечно, исправили. Кто-то пытается доказать, что среди моих соратников есть любители немецкой символики, что абсолютная неправда. И ведь, главное, недруги дождались открытия и только потом сказали - чтобы непременно был скандал! Но суетливые люди пусть суетятся в свою сторону, а мы тем временем создаем памятники для внуков и правнуков.
КОГО НЕЛЬЗЯ ОБЫГРАТЬ
- Вашему князю Владимиру недавно исполнилось два года. Жаль, что его некоторые не полюбили, мол, нарушает архитектурный ансамбль Боровицкой площади.
- Любое действие или решение всегда кому-то не нравится. Изначально князь Владимир стоял на постаменте, который планировали для Воробьевых гор. А здесь решение более плоскостное. Площадка обязывала. Она возникла при Брежневе в 70-е годы. Стихийно. К приезду Никсона снесли все дома, кроме аптеки, и назвали место «никсоновский газончик». Между тем, по генплану Москвы, еще в 20-е годы и Щусев, и Жолтовский планировали там памятник. Революционный - Маркса или Робеспьера. Так что Владимир на своем месте.
- На работы каких художников ориентировались при создании князя?
- Во времена князя реалистической живописи и фотографии не было, поэтому смотрели на иконы, где князь в разных возрастах: от младенца до глубокого старика, хотя он таковым не успел побыть. Крестил Русь, когда ему было около 29 лет. Наблюдали, как его изображал Васнецов, изучали памятники в Великом Новгороде и Киеве и, конечно, заглядывали в Исторический музей, где есть подлинные, из раскопок того времени, мечи. Сделали его не таким умозрительно отдаленным, как, к примеру, памятник Минину и Пожарскому. Люди XVII века одеты в римские тоги, в руках щит и меч. Тогда в моде у скульпторов была стилизация времен классицизма. Мы же опирались и на то время, когда князь жил.
Князь Владимир - основатель русской государственности, духовности. Тем более что мы живем в созданном им государстве и в той, пусть и трудной, духовности. Владимир - бесспорная фигура. Такая же, как Суворов, адмирал Ушаков, Достоевский.
- Есть мнение, что ваш князь Владимир - это Владимир Путин. Они - тезки, оба, считается, создали «новое государство», да и вы с президентом дружите. Так и есть?
- Путин - тоже бесспорная фигура. Его поддерживают. Что касается сравнения двух Владимиров, то в истории России, как и в истории любого государства, есть люди, которые появлялись в трудную минуту и на них опиралась страна. Они объединяли и давали перспективу. Под их руководством страна выходила из трудного положения. А моя дружба с ним? Громко сказано. У президента ограниченный круг старых друзей. Но я не раз с ним общался. Владимир Владимирович открывал семь моих памятников. И еще с юных лет нас объединяет любовь к самбо. Президент - дзюдоист, но начинал самбистом. Мастер спорта по самбо. В юности я был с ним на одних соревнованиях в Ленинграде. Путин чуть постарше меня, и он боролся с юниорами, а я - в юношеской группе. Стояли на одном ковре. Характер, самодисциплина и скромность - это все про самбистов. Сейчас я бы с удовольствием снова вышел вместе с ним на ковер.
- Поддавались бы?
- Нет, Владимира Владимировича невозможно обыграть. У него, как у самбиста и дзюдоиста, большой опыт.
- С Президентом Беларуси Александром Лукашенко тоже на короткой ноге?
- Нет, но это было бы интересно. Передавал ему подарки. Например, посеребренную фигурку памятника дважды герою Советского Союза белорусу Грицовцу. Тот был высококлассным летчиком. Воевал и в Испании, и на Халхин-Голе. Несколько памятников мы установили в Беларуси. В Минске участвовали в продвижении монумента Янке Купале, придумывали интерьеры Дома Москвы.
Беларусь люблю. Часто бывал там в молодости. Ездили в стройотряды командой бойцов. Мне было года 22, когда мы приехали в Речицу Гомельской области. Городочек на Днепре. Нужно было перемещаться к месту работы. Сказали, что дадут лошадь и телегу. Мы, москвичи, без понятия, что делать с лошадью. Мне очень хотелось попробовать, и я сказал: «Я умею!» Мне ответили: «Вон конь, вожжи, дуга, хомут, телега. Вперед!» А я смотрю и не понимаю, как все собрать в одну кучу? Там украинцы работали, в шутку мы их бандеровцами звали. Подошел, они по-доброму показали, как запрягать. Я посадил всю бригаду на телегу и повез. Лошадь строптивая попалась, еле управились.
В МОЕМ РОДУ ВСЕ - СВЯЩЕННИКИ
- Почему стали верующим в 23 года?
- В советское послевоенное время в Москве детей практически не крестили. У нас в школе чья-то бабушка была завучем. За то, что она близко подошла к церкви, ее уволили. У меня же по материнской линии все - священники. Есть два святых. Один - митрополит Филарет Дроздов, брат моей прапрабабушки. Другой - новомученик, расстрелянный на Соловках, архиепископ Петр Самарский, тогда - Куйбышевский и Ставропольский, а в миру - Николай Руднев, брат моей бабушки. И у меня с детства в отличие от многих советских детей дома были и кресты, и Библия. От предков. Мою маму, внучку священника, крестили в 1924 году. Мы много читали, в том числе о церкви. Многие крестились, когда становились взрослыми. Так поступил и я. А на следующий день у меня родился сын.
- Необычное совпадение! Интересно, а какому персонажу никогда не сделали бы памятник?
- Малюте Скуратову. Или погибшему Лжедмитрию. Памятники надо ставить тем, кого надо прославлять. Святым, например. Или посвящать их большому событию. Во всех городах Европы стоят, например, памятники чуме. Стелы со скелетами. Но это дань памяти - не болезни, а страданиям людей.
ДОСЬЕ «СВ»
Салават Щербаков родился 15 января 1955 года в Москве. В 1978 году окончил МГХПУ имени Строганова, отделение архитектурно-декоративной пластики. Преподавал в Московском художественном институте имени Сурикова. С 2003 года - завкафедрой скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Глазунова. Автор свыше 40 монументальных композиций не только в России, но и за рубежом. Реконструировал Аллею воинской славы на Поклонной горе. Народный художник РФ.