Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


«Ленина рвать? Никогда!»

Корреспондент «СВ» вместе с многолетним партнером Василия Ланового по постановке «Посвящение Еве» Евгением Князевым вспомнили, как готовилась постановка

Фото: Сергей Виноградов/ИТАР-ТАСС

Давно, еще перед премьерой, мне посчастливилось побывать на репетиции. По сюжету пьесы, на острове в Норвежском море в уединении живет известный писатель. Его как раз и играет юбиляр. Но душевный покой отшельника внезапно нарушает журналист (Евгений Князев). Запомнился момент: Лановой, стройный, с удивительно молодыми глазами, проверяет, что за книжку принесли в качестве реквизита. По ходу действия ее надо будет разорвать, разбрасывая страницы. Выбором актер был недоволен: «Ленина рвать? Своих демократов рвите, а не это!» - воскликнул он.

- Не помню точно, Ленин это был или кто-то из других «классиков» коммунизма, но уж точно никто не собирался подшучивать над Лановым. Реквизиторы тогда долго искали страницы, которые бы красиво летели, - вспоминает Евгений Князев. - Современные книги напечатаны на более плотной бумаге, и, если их страницы подкинуть, они падают чуть ли не комом. Про политику мы и не думали. У нас до сих пор есть желтые листочки в реквизите, на которых вообще ерунда написана, но они тонкие, и, когда их кидаешь, разлетаются и плавно опускаются.

- Были случаи, когда вы подшучивали друг над другом на спектакле?

- Чаще это оговорки случайные, но и они могут сбить. Ну, например: я спрашиваю у Василия Семеновича: «Как же вы моете посуду?» Он говорит: «Языком. Я даю указания горничной». А как-то раз получилось: «Языком. Я заставляю это делать горничную». Вышла смешная двусмысленность. Но если актер продолжит, будто ничего не случилось, то все легко пройдет, и зритель тоже не обратит на это внимания.

- Вряд ли! Такую яркую «оговорку» трудно не заметить. Спектакль за двадцать лет изменился?

- Он меняется каждый раз, когда его играем. После встречаемся и обсуждаем: вот сколько играем, а на то или это никогда не обращали внимания!

- Почему выбрали именно «Посвящение Еве» для юбилейного вечера Ланового?

- Он выбрал сам. Мучился перед этим. Сперва хотел читать «Метель», потом что-то еще сделать, а потом понял, что, поскольку день рождения проводит в театре, нужен спектакль. Пришел в дирекцию и сказал: «Буду играть «Посвящение Еве». И, несмотря на то, что у нас шла подготовка к премьере, дирекция остановила все репетиции, чтобы сцена была готова для Василия Семеновича.

- Что пожелаете ему по случаю дня рождения?

- Здоровья. Все понятно, жизнь никого не щадит, и было бы достаточно, чтобы он был просто жив, здоров, выходил на сцену. Если сыграет новые роли - будет большое счастье, а если нет - тоже не беда. Главное, чтобы был с нами.