Культурный код
Уходящий год был богат на события в культурной сфере, которые с полным правом можно назвать знаковыми. «СВ» выбрала самые яркие, о которых будут говорить еще долго
ХРУСТАЛЬНАЯ МЕЧТА
Летом стало известно, что Беларусь планирует выдвинуть фильм на «Оскар». Такого не случалось без малого 20 лет! Национальный оскаровский комитет выбрал ленту «Хрусталь» режиссера Дарьи Жук. Это история о диджее Веле, которая мечтает уехать в Америку, но по иронии судьбы вынуждена неделю провести в незнакомой семье из заводского городка. Фильм Дарьи Жук с триумфом прошелся по международным фестивалям и вышел в прокат в Беларуси и России. В нем сошлись необходимые компоненты для удачной оскаровской судьбы: человечная история, крепкий сценарий, в котором нашли отражение шумные 1990-е.
ЗВУКИ МУЗЫКИ
Фестиваль искусств «Славянский базар» прошел в Витебске в 27-й раз. Джазовый тон ему задал оркестр Сергея Жилина. «Фонограф-Симфо-Джаз» выступил на открытии, закрытии и Дне Союзного государства. Под ритмы «заклятых друзей» Горана Бреговича и Эмира Кустурицы не пустился в пляс только ленивый. Оба балканских музыканта приехали со своими оркестрами и выступили на одной сцене. Сразу двух наград удостоилась народная артистка Казахстана Роза Рымбаева.
В летнем Амфитеатре звезды сияли и днем и вечером: на его сцену выходили Наталия Орейро, «Хор Турецкого», «Сябры», Николай Басков, Игорь Николаев, Ирина Аллегрова. Жизнь бурлила и в театрах, кино, музеях, на выставках и улицах. Нынешний форум собрал в Витебске представителей более 40 стран, в том числе из Великобритании, Канады, Северной Кореи, Колумбии.
Победителем Международного конкурса исполнителей эстрадной песни «Витебск-2018» стал румынский певец Марчел Рошка. А среди детей первое место занял 12-летний Александр Балабанов из Украины.
НАГРАДИЛИ ЛУЧШИХ
На «Славянском базаре» вручили премии Союзного государства в области литературы и искусства сразу четырем выдающимся личностям - композитору Олегу Иванову, авторскому коллективу Государственной академической симфонической капеллы России в лице главного дирижера Валерия Полянского и директора Александра Шанина, а также балетмейстеру Валентину Елизарьеву. Награды присудили за большой вклад в укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между Беларусью и Россией. Их вручают один раз в два года. Всего с 2002 года лауреатами стали 36 деятелей литературы и искусства.
РАЗЛОЖИЛИ ПО ПОЛОЧКАМ
Фото: Юрий Мозолевский
Четырехтомник «Вялікі гістарычны атлас Беларусі» («Большой исторический атлас Беларуси») - результат десятилетней работы историков, картографов, специалистов научных и образовательных учреждений. Говорят, аналогов ему нет на всем пространстве СНГ. Под обложкой у каждого тома – подробнейшая информация о военно-политических событиях, административных изменениях, происходивших в Беларуси, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны. Пролистать страница за страницей красочный атлас - особое удовольствие для тех, кто предпочитает бумажные книги. Любителям электронного формата приглянется версия, которую выпустят в следующем году: всю самую важную информацию о Беларуси можно будет иметь под рукой.
В САМОМ СЕРДЦЕ МИРА
Международный кинофестиваль «Лiстапад» был юбилейным – 25-м. Народной артистке России Светлане Немоляевой вручили спецприз «Кино без границ» от Исполкома СНГ. За развитие культурного сотрудничества и укрепление дружбы между народами. Вторым счастливчиком стал заслуженный артист Узбекистана Рустам Сагдуллаев, который получил награду президента Беларуси «За сохранение и развитие духовности в искусстве». В основном конкурсе участвовало 12 фильмов, а всего зрители фестиваля увидели около двухсот картин из 48 стран. Гран-при достался фильму «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» о геноциде евреев во время Второй мировой войны (копродукция Румынии, Чехии, Франции, Болгарии и Германии). Настоящий фурор произвела российская лента «Сердце мира» Натальи Мещаниновой - о ветеринаре, который работает в глухом лесу. Картина получила приз президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино», а Степан Девонин - награду за лучшую мужскую роль.
ПО СТРАНИЦАМ ПАМЯТИ
Уходящий год преподнес немало сюрпризов и любителям российской и белорусской словесности. Институт мировой литературы передал республике переписку Максима Горького и семьи Максима Богдановича. Более трехсот писем объединены в единый том, который поступит в фонды Российской государственной библиотеки и Национальной библиотеки Беларуси. Но, как оказалось, это еще не все сюрпризы. Литературоведы обнаружили неизвестное стихотворение Максима Богдановича – он написал его в 1913-1914 годах, когда учился в Ярославле. Интересно, что поэтические строки – на русском языке. Причем сам поэт отмечал: это перевод с белорусского. Однако ни один из вариантов до сих пор не публиковался.
БАРХАТНЫЙ СЕЗОН НА ДОНУ
Фото: Пресс-служба Парламентского Собарния
Сентябрь в Ростове – горячая пора, ведь в это время здесь собрались участники фестиваля «Молодежь – за Союзное государство!». Талантов в России и Беларуси немало, вот уже в тринадцатый раз съезжаются одаренные ребята и девчата в южную столицу России, чтобы продемонстрировать свои вокальные, артистические и хореографические способности. По традиции, приезжают выступить на фестиваль и состоявшиеся звезды, которые говорят теплые слова напутствия юным звездочкам. В этом году на открытии выступали Илона Броневицкая и Стас Пьеха, Валерий Скорожонок, Ирина Савицкая, Александр Еловских и другие. Гран-при жюри присудило минчанке Екатерине Лазуке, а первую премию – москвичу Ивану Дятлову.
ДОМ ХУДОЖНИКА
В Могилеве, накануне открытия V Форума регионов, открылся филиал Национального художественного музея Беларуси имени Витольда Бялыницкого-Бирули. На реконструкцию двухэтажного особняка с мансардой ушло больше пяти лет. Здание обновили целиком, потратив почти сто миллионов рублей. Мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству художника Витольда Бялыницкого-Бирули, обосновался здесь 24 декабря 1982 года. В постоянной экспозиции представлено одно из его ключевых произведений - «Час тишины. Озеро Удомля». В 1911 году работа получила золотую медаль на выставке в Мюнхене. Принимает музей и временные выставки: одними из первых гостей стали картины из собрания Третьяковки.
ВРЕМЯ НЕПОБЕДИМЫХ
Детское «Евровидение» Минск принимал во второй раз. В качестве девиза выбрали бодрый призыв LightUp! – «Зажигай!» И участники не подвели: хотя среди них были исполнители-тинейджеры лет, выкладывались они на полную. Белорус Даниэль Ястремский с песней «Время» занял 11-е место. Россиянка Анна Филипчук с композицией «Непобедимы» поднялась на 10-е. А победительницей стала юная певица из Польши Роксана Венгель – зрительское голосование вывело ее вперед. Следующее Детское «Евровидение» пройдет в Польше.
СТАНЦЕВАТЬ ЖИЗНЬ
Кажется, это самая логичная форма, в которую можно облечь биографию великого танцовщика – создать о нем балет. И поставить на сцене главного театра страны – Большого. Конечно, для полного соответствия исторической правде не менее уместно было бы перенести его на подмостки Мариинки, где когда-то и служил Рудольф Нуреев. Однако статус ГАБТ вполне соответствует величине персоны и ее значению для мировой культуры. Режиссером выступил Кирилл Серебренников. Он же создал либретто и сценографию. Музыку написал Илья Демуцкий, работавший с ним над драматическими постановками. А хореографом стал Юрий Посохов. Это не первая его работа для Большого театра: он ставил здесь «Золушку» в собственной хореографии и «Классическую симфонию». Результат получился неожиданный: приправленный скандалом (в фотографии обнаженного Нуреева из знаменитой серии Ричарда Аведона усмотрели оскорбление), необычной формой (на сцене действуют как классические танцовщики, так и драматические актеры), этот балет заставил говорить о нем даже тех, кто никогда не питал интереса к этому виду искусства. А перенос премьеры и невозможность достать билеты сделали постановку must see сезона.
ЛЕТО МОЛОДЫХ
Фильм «Лето» режиссера Кирилла Серебренникова о молодом Викторе Цое и ленинградской рок-культуре начала 80-х годов произвел фурор среди зрителей и кинокритиков. В центре внимания – любовный треугольник. В Наталью (Ирина Старшенбаум) влюблен не только муж – 26-летний Майк Науменко, но и его друг и коллега 19-летний Виктор Цой. На главную роль взяли неизвестного корейского актера Тео Ю, а Майка сыграл фронтмен группы «Звери» Роман Билык, неожиданно оказавшийся талантливым актером. На Каннском кинофестивале в 2018 году отметили призом саундтрек к фильму. В России вокруг картины разгорелся скандал. Так, Борис Гребенщиков заявил, что все в фильме – ложь, а вот вдове Майка Науменко и сыну Виктора Цоя, как он признался в интервью «СВ», картина понравилась.
ОТКРЫЛИ ПАМЯТНИК
Археологи, работавшие летом на территории гродненского Нового замка, обнаружили фундамент здания XII столетия. Казалось бы: что такого? Еще одна постройка давних времен. Но нет – вероятнее всего, это Воскресенская церковь, которую, как и знаменитую Коложскую, построил Петр Милонег. На это указывают материалы, которые использовались для постройки, а еще – керамические кувшины, которые использовали для создания акустики. Осенне-зимний сезон ученые проведут за работой с находками, а с наступлением теплого времени года вернутся к полевым работам.
ВЫЙТИ В СВЕТ
175-летие Архипа Куинджи отметили на широкую ногу в Третьяковской галерее. Очередь «на Куинджи» была не меньше, чем «на Серова» в 2016-м. Привезли больше 180 работ «мастера света», в том числе и самые известные: «Лунную ночь на Днепре», «Волгу», «Христа в Гефсиманском саду», «Ладожское озеро», «Радугу», «Ай-Петри. Крым». У двух самых популярных картин - «Березовых рощ» - было не протолкнуться. Горизонтальная - из архивов Третьяковки, вертикальная - из Художественного музея Беларуси. Самую известную «Березовую рощу» (ту, что нынче в фондах ГТГ) Архип Куинджи написал в 1879 году. Представил работу на Седьмой передвижной выставке. Она сразу же оказалась в центре внимания: все поражались, насколько естественным получился вид. Но, чтобы написать его, Куинджи не выходил на пленэр! Березовую рощу создавал прежде всего в голове. Белорусская «Березовая роща» младше, ее художник написал 22 года спустя. В числе тех, кто увидел ее первым, были художник Илья Репин и химик Дмитрий Менделеев. В российской «Роще» художнику было важно показать прежде всего освещение. А при работе над «белорусской» картиной живописец хотел показать не внешнюю, а внутреннюю красоту. После того как Куинджи так показал березы, пейзажи с их изображением вошли в моду у многих художников.