19 Ноября 2018 года / Текст:  Анна Попова / К номеру: 54  (818)

Спасти нельзя утратить

Как вернуть к жизни почти утраченные шедевры? Как из призрачного образа на холсте восстанавливать масляную живопись, а из мелких осколков - воссоздавать изящный фарфор, знают специалисты Центра реставрации имени Грабаря. К его столетию приурочена выставка «Век ради вечного» (там же, в Центре), которая продлится до конца ноября

Спасти нельзя утратить

К реставраторам "небо" из Кенозерской часовни попало после того, как много лет простояло забеленным. Фото: Анна Попова

ХРАНИТЬ ВЕЧНО
Задачка не из простых: как собрать в выставочном пространстве произведения искусства, относящиеся к разным стилям и эпохам, чтобы получился гармоничный рассказ? По словам заместителя генерального директора Центра по научно-методической и выставочной работе Ольги Темериной, выстроить хронологическую или тематическую линию было при таком разнообразии сложно. Поэтому решили разделить религиозное и светское искусство и отдельно представить археологические памятники. Выбрать те произведения, которые нельзя увидеть в любой момент.

 - Например, Богоматерь Боголюбская находится в постоянной экспозиции Владимирского музея, а хрестоматийный памятник древнерусской живописи XIII века Богоматерь Одигитрия, долгое время находящийся у нас на реставрации, после выставки снова вернется в мастерскую. Танагрские статуэтки прибыли к нам из Барнаульского музея – туда тоже доедет не всякий, но зато сможет полюбоваться ими на нашей выставке.

Спасти нельзя утратить

Мешок шамана дошел до нас из XV века до нашей эры. Фото: Анна Попова

Спасти нельзя утратить

Бубен шамана Ардеева Ивана Васильевича (Пурпэю). Конец XIX века. Фото: Анна Попова 

Есть в экспозиции вещи совершенно уникальные: например, мешок шамана XV столетия до нашей эры. Когда его нашли на раскопках в Анадыре, он представлял собой застывший грязный ком тюленьей кожи. На протяжении целого года реставраторы трудились над тем, чтобы аккуратно развернуть его и при этом не разрушить. И только после этого приступили к восстановлению: утраченные фрагменты заменяли тюленьей кожей, заново придавали форму. И заодно - занялись его содержимым. Шаман хранил в мешке лапку нерпы и медвежий коготь.

Многие из представленных произведений искусства приходилось возвращать с того света. Вот как кафтан с плеча Петра Великого, который он пожаловал архиепископу Вологодскому Гавриилу. Тот настолько дорожил подарком, что завещал похоронить себя именно в нем – случай небывалый, погребение священнослужителей в светской одежде не принято. Реставраторы занялись работой: сделали выкройку, по которой затем отшили недостающие фрагменты, вернули кафтану его прежний темно-зеленый цвет. И вот он – целехонек: судя по всему, Петр I, отличавшийся высоким ростом, любил практичную одежду – чтобы можно было в ней и на верфь, и в дом к подданным отправиться.

Спасти нельзя утратить

«Пир Валтасара», середина XVIII века. Неизвестный художник. Фото: Анна Попова 

О том, что в Центре имени Грабаря работают с практически безнадежными случаями, рассказывает и история, случившаяся с полотном «Пир Валтасара». В 2007-м она прибыла на реставрацию: за три года все необходимые работы были проведены. Когда в 2010 году в мастерских вспыхнул пожар, картина сильно пострадала: холст намок, его поверхность покрывали расплавленный пластик и копоть … Специалисты снова взялись за возвращение «Пира»: сейчас практически ничего не напоминает о том, в какой передряге он оказался.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ШЕДЕВРОВ

Нередко, чтобы вернуть зрителям то или иное произведение искусства, реставраторам приходится придумывать новые методики. Ведь к ним в руки попадают не только живописные холсты и графика, но и мебель, произведения из кости и многое другое. Для каждого требуется свой, особый подход.

Однажды сотрудникам Центра пришлось заняться восстановлением китайских лаковых чашек на деревянной основе. Нашли их во время раскопок в Новосибирске. Пришлось потрудиться: две слипшихся в комок грязи чашки отмыть и разделить таким образом, чтобы лаковый слой не пострадал. С такими «челленджами», или вызовами, реставраторы сталкиваются частенько. Один из недавних – декоративное панно из грота усадьбы «Кусково». В таких беседках обычно отдыхали, прячась от летнего зноя, а тематический декор создавал впечатление подводного царства с кораллами, драгоценными раковинами и диковинными морскими животными.

Спасти нельзя утратить

Панно с изображением оленя. Германия XVIII век. Фото: Анна Попова

- Панно выполнено в уникальной технике: на холст наложен слой мастики, выложена фигура оленя, дополненная элементами декора, - рассказывает заведующий отделом деревянной полихромной скульптуры и нетрадиционных технологий в реставрации Владимир Симонов. - К нам оно поступило с крупными кракелюрами, отслоениями от основы и утратами перламутра. Были утраты и на фигуре самого оленя: на месте выпавших ракушек зияли «дыры». Но все же общий рисунок сохранялся и можно было представить композицию. Пришлось укрепить красочный слой, грунт, мастику, почти все элементы декора. Чтобы у зрителей создавалось целостное восприятие картины, сделали вставки на фигуре оленя: они не слишком бросаются в глаза, но отличить их от оригинальных раковин можно.

Кропотливая работа заняла полгода. Результат – на выставке. А мастеров ждут еще два таких панно. Возможно, в скором времени их можно будет увидеть на стенах грота, который и сам сейчас находится на реконструкции.

Спасти нельзя утратить

Фото: Анна Попова

НАМ БЫ НЕБО

Часто, чтобы провести реставрацию, к ней привлекают специалистов из других областей – биологов, энтомологов, микологов. Ведь произведения искусства – лакомый кусочек не только для коллекционеров и музеев, но и для разнообразных насекомых-вредителей, которые питаются древесиной и бумагой. Бывает, губителен даже климат. К примеру, одна из жемчужин Кенозерского национального парка – расписное «небо» - украшала часовню Тихвинской иконы Божьей Матери в деревне Хвалинская Каргопольского района. Климат там резкий, к тому же сама постройка с наступлением холодов замерзала. Когда советская власть объявила борьбу с религией, часовню переоборудовали под магазин, а «небо» забелили…

В 1960-е попробовали стихийно отреставрировать, но в итоге вместе со слоями побелки практически смыли и красочный слой – остался лишь рисунок и общие цветовые характеристики, только в местах крепления деревянных сегментов сохранилась первоначальная роспись. Поработал над «небом» и жук-точильщик.

- В течение нескольких лет обрабатывали против плесени и насекомых, укрепляли изображение, - рассказывает о проделанной работе художник-реставратор мастерской реставрации темперной живописи Александр Горматюк. – А потом совместными усилиями начали восстановление самого «неба»: отдел темперной живописи восстанавливал собственно изображение, основу – отдел мебели, а тонировками занимался отдел реставрации графики.

Спасти нельзя утратить

Фото: Анна Попова

«Небо» стало настоящим открытием: рисунок небесного свода, скрытого облаками, по которому парят улыбающиеся ангелы, выглядывая из-за пышных белоснежных облаков, словно создан итальянским мастером.

- В Кенозерье жило много купцов, - объясняет Александр Горматюк. – Не исключено, что кто-то из них, будучи в Санкт-Петербурге или за рубежом, пригласил художника с подмастерьем расписать часовню.

Чтобы увидеть «небо», нужно подняться на верхний этаж выставочного зала – там оно занимает центральное место. Плывущие облака, загадочно улыбающиеся ангелы, словно сошедшие с полотен итальянских мастеров – Кенозерское деревянное чудо поражает почти мистической красотой.


Спасти нельзя утратить
"Лошадь и корова". Марк Шагал, 1914 год 

Спасти нельзя утратить
Бюст императора Священной Римской империи, кружка с изображением поединка и даже фигурка мушкетера выполнены немецким мастером в XVIII веке из слоновой кости и украшены резьбой. 

Спасти нельзя утратить
Терракоттовые статуэтки типа "танагра" прибыли на реставрацию из художественного музея Алтайского края. Фото: Анна Попова 

СПРАВКА «СВ»

Хотя Игорь Грабарь окончил юридический факультет, предпочел он стезю художника. Тонкости рисунка постигал в Московском обществе любителей художеств, затем поступил в мастерскую Ильи Репина в Санкт-Петербургской академии художеств. Был участником двух крупных творческих объединений – «Мир искусства» и «Союз русских художников». В 1913 году Грабаря выбрали попечителем Третьяковской галереи: именно при нем экспозицию музея существенно изменили – с тех пор произведения искусства в пинакотеке показывают в историко-хронологическом и монографическом порядке. Тогда же был создан подробнейший каталог сокровищ музея. По его инициативе в 1918 году создали реставрационные мастерские: Грабарь заложил основы научной реставрации, которая подразумевает минимальное вмешательство в произведение искусства и выделение добавленных элементов. Принимал участие в реставрации шедевра древнерусской живописи – «Троицы» Андрея Рублева

 

КУСОЧЕК ВИТЕБСКА В МОСКВЕ

Есть на выставке и работа Марка Шагала – работа 1914 года, когда он только-только вернулся из Франции в родные места. Впереди был один из самых плодотворных периодов в его творчестве – буквально через год художник напишет знаменитую «Прогулку». А тогда, наслаждаясь видами Витебска, он зарисовывал все, что радовало его глаз, например, сельские пейзажи. Акварель «Лошадь и корова» пришлось промыть и подклеить и заново тонировать и работа снова обрела свои яркие узнаваемые цвета. 

ВЗГЛЯД ИЗ МИНСКА

В Беларуси – чуть больше 70 реставраторов. 24 из них работают в реставрационной мастерской при Национальном художественном музее. 

- Наш отдел занимается реставрацией древнебелорусского искусства, темперной и масляной живописи, полихромной скульптуры, мебели, ткани, графики, книг. И не только: например, сами делаем рамы для произведений искусства – ведь не станешь же картину XVIII века вставлять в современный багет. Так что делаем рамы в соответствии с аналогами того времени, - рассказал руководитель мастерской Аркадий Шпунт. - Вместе с тем мы осваиваем новые техники, выезжаем на стажировки. На мой взгляд, должна быть государственная школа реставрации, системного подхода нам не хватает. 


Комментарии


Другие статьи раздела

Культура

Улетел к небесным ласточкам...

Его баритон очаровывает сразу, как только слышишь бессмертные хиты: «Три белых коня», «Очи черные», «Отцвели хризантемы». Его артистизм завораживает, когда видишь его в роли Фернана из «Небесных ласточек». На 69-м году ушел из жизни известный певец Сергей Захаров

Рустам Сагдуллаев: Стеснялся ухаживать за Вертинской

Он прославился ролью летчика Ромео в фильме «В бой идут одни старики». О том, почему скрывает от друзей поездки в Синеокую, об отношениях с Анастасией Вертинской и о продолжении «Влюбленных» известный артист рассказал «СВ»

Последний герой юрского периода

Остап Бендер из «Золотого теленка», дядя Митя из «Любовь и голуби», директор школы из «Республики ШКИД» - талант Сергея Юрского был многогранен. Им восхищалась вся страна, а он при этом так и не подхватил ни грамма звездности. Народный артист чуть-чуть не дожил до дня рождения. 16 марта ему исполнилось бы 84 года

Осенний марафон «ненужного» мальчика

Однажды, сто лет назад, в Минске появился на свет замечательный человек. Умный, тонкий, ранимый. Звали его Александр Лифшиц. Мир позже узнает его как Александра Володина - яркого драматурга, кинематографиста, автора настоящих шедевров - «Пять вечеров», «С любимыми не расставайтесь» и других

Лидушины «Катюши» и 43 шедевра

Национальный художественный музей Беларуси устроил выставку картин из коллекции знаменитой российской певицы Лидии Руслановой. У многих полотен - уникальная, а порой и трагическая судьба

Полюбить - так королеву! Проиграть - так миллион

Крылатой фразе Людочки из фильма «Москва слезам не верит» в этом году сорок лет. Как и фильму, который принес всесоюзную славу актрисе Ирине Муравьевой. 8 февраля самой обаятельной и привлекательной - без всяких кавычек! - исполняется 70 лет

Читайте также

Общество

Сменить прицел на объектив

Приближается 23 февраля – традиционно в этот день проводится много патриотических мероприятий как в России, так и в Беларуси. «СВ» выбрало наиболее интересные события праздника. Как отметят День защитника Отечества в Москве и Минске?

Союзное государство

Отношения незыблемы, кто бы что ни говорил

Как прошли три напряженных дня двух президентов в олимпийской столице России: о чем говорили, что решили, как дальше будет развиваться Союзное государство?

Экономика: интеграция

Где в Союзном государстве жить хорошо?

Белстат опубликовал сравнительный сборник «Беларусь и Россия 2018», в котором, пройдя через дебри статистических данных, мы смогли сравнить, чем отличается жизнь в наших странах.

Политика

Владимир Путин: Россия должна двигаться только вперед

В ежегодном послании Федеральному собранию президент рассказал о внутреннем развитии страны – социальных, экономических и других вопросах, которые могут качественно отразиться на жизни россиян. Более подробно о том, на каких вопросах заострил внимание глава государства - в материале «СВ»

Трибуна депутата

Валерий Гайдукевич: Решение войти в Афганистан было правильным, но непродуманным

Тридцать лет назад, 15 февраля 1989 года, последний советский солдат вернулся с той войны. О том, как сберечь память о погибших и поддержать тех, кто выжил, мы поговорили с генерал-майором, председателем Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью

Туризм

Пять причин поехать в Круглое

Известный русский художник-передвижник Николай Неврев оставил на круглянской земле заметный след



Общество

Сменить прицел на объектив

Приближается 23 февраля – традиционно в этот день проводится много патриотических мероприятий как в России, так и в Беларуси. «СВ» выбрало наиболее интересные события праздника. Как отметят День защитника Отечества в Москве и Минске?

Общество

"Сабака" мужского рода, а "дзiця" - среднего!

21 февраля - Международный день родного языка. В Союзном государстве два официальных языка. Русский в обеих странах, белорусский - в Синеокой. «СВ» представляет десять фактов о «беларускай мове», которые вас удивят.

Союзное государство

Отношения незыблемы, кто бы что ни говорил

Как прошли три напряженных дня двух президентов в олимпийской столице России: о чем говорили, что решили, как дальше будет развиваться Союзное государство?

Союзное государство

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Мы готовы идти настолько далеко в единении, насколько вы готовы

После переговоров президенты России и Беларуси вышли к журналистам, чтобы рассказать о проделанной работе. Признались, что они «не вечные», волнуются о том, что останется нашим детям и что сейчас считают крайне важным

Союзное государство

Детям - отдых, ветеранам - льготы

На минувшей неделе заседание Комиссии ПС по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам проходило весьма живо. Кипели споры, разгорались дискуссии. Депутаты подвели итоги 2018 года и планировали работу не только на текущий, но и на будущий 2020 год

Общество

Температура в норме

Метеорологи Беларуси и России работают вместе, чтобы повысить точность климатических прогнозов.

Союзное государство

Союзные гранты, стажировки по обмену и Арктический поход

Внешнюю политику России и Беларуси и перспективы экономического и политического взаимодействия обсуждали представители экспертного сообщества на встрече с Госсекретарем СГ Григорием Рапотой

Союзное государство

Объявлен конкурс по созданию эмблемы молодежи Союзного государства

По инициативе членов Молодежной палаты при Парламентском Собрании разрабатывается эмблема молодежи Беларуси и России

Общество

Внук скульптора Вучетича о деде: Отстаивая «Родину-мать», он выиграл свою Сталинградскую битву

«Солдат-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде. Эти грандиозные фигуры знает весь мир и восхищается ими. На века запечатленный в камне подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Недавно исполнилось 110 лет со дня рождения автора этих бессмертных шедевров Евгения Вучетича