Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Тургенева выгнали из столицы из-за... Гоголя

9 ноября исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя

Писатель жил то в России, то за границей. На фото он в гостях у братьев Милютиных на даче в Баден-Бадене. Фото: wikimedia.org.

В это трудно поверить, но ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге до сих пор не было полноценного памятника ему. Писатель, открывший для Европы мир русской литературы, создавший романы и рассказы удивительной красоты и психологической точности, автор таких потрясающих произведений, как «Отцы и дети» и «Дворянское гнездо», будет увековечен только теперь, через два века после своего рождения. Монумент открывают на Остоженке. И не только его - здесь появится целый «тургеневский квартал».

ЗАЧЕМ, ЗЛОДЕЙ, УТОПИЛ МУМУ?

Скульптор Сергей Казанцев увидел Тургенева совсем не седым старцем, к которому все привыкли по школьным хрестоматиям и портрету работы Ильи Репина. 1841 год, Ивану Сергеевичу - 23 года. Он хорош собой, подтянут, волочится за барышнями, вплоть до белошвеек. За его плечами - учеба в трех университетах: московском, петербургском и берлинском. Он знает несколько языков, включая древнегреческий и латынь. Его мать богата, наконец. Погостить к ней он и приезжает время от времени в Москву, чаще появляясь в родовом имении Спасское-Лутовиново или Санкт-Петербурге.

«Серый дом с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом», который Варвара Петровна Тургенева (Лутовинова) сняла в Москве, она в письмах обзывает «кельей». Меж тем владения простираются до самой Москва-реки, до Крымского брода, и каждый, кто читал «Муму», представляет себе и фасад «кельи», и тот спуск к реке, где однажды шел немой Герасим со своей несчастной собачкой.

«Муму» Тургенев напишет после смерти матери, с которой рассорился напоследок из-за того, что уехал за границу вслед за Полиной Виардо. Воспитанница Варвары Петровны, Варвара Богданович-Житова, писала в мемуарах, что история с собакой дворника, как теперь говорят, «основана на реальных событиях».

К СОБАКЕ ПРОВЕДЕТ НАРОДНАЯ ТРОПА

В «доме с колоннами», который так и прозвали - «Дом Муму» - сейчас открывается музей: реставрация уже завершена, фасаду вернули прежний серый цвет, особое внимание уделили достоверности.

- Переживали, получится ли, - делится директор московского музея Пушкина Евгений Богатырев. - Тургеневский музей будет нашим филиалом, а мы никогда целенаправленно не занимались объектами, связанными с жизнью Ивана Сергеевича. Но помогли коллеги, и уже набрано около полутора тысяч экспонатов, готовы тринадцать залов. Расширить как-то стены мы не могли, но после умелой работы проектировщиков появился прекрасный цокольный этаж для рекреации, где будет небольшой конференц-зал. А в летнее время будем использовать присоединенную к музею территорию со сквером напротив лингвистического института имени Мориса Тореза. Там и стоит уже на постаменте памятник Тургеневу.

Еще одну небольшую скульптурку установили у входа в музей. Конечно, собачке. Хотя сама Муму в барском доме была, согласно произведению, лишь однажды.

sv10-0811-muzeyKUP-130.jpg

Серый особняк с белыми колоннами москвичи давно прозвали "домом Муму". Фото: Евгений Самарин/РИА Новости

ЗАГАДКА СЛОМАННОЙ ТРОСТИ

Разумеется, программа к 200-летию писателя не связана исключительно с открытием музея и памятника. Будут выставки и в Спасском-Лутовинове, и в Орле, где Тургенев родился, и в Санкт-Петербурге, и в Париже, и в парижском пригороде Буживале, где скончался классик. Но обновленный дом старой барыни Варвары Тургеневой - случай особый.

- Само это здание имело очень сложную судьбу, - говорит Леонид Кондрашев, заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы. - Здесь были и коммунальные квартиры, и конторы разных учреждений. Потом была так называемая реставрация семидесятых годов. Те отрывочные документы, которые удалось обнаружить, показали, что реставрация проходила с отступлением от проектных норм. Первой и главной задачей было - вернуть зданию его исторический облик. И не забывать, что современный музей - это очень технологичное учреждение. Надо размещать специальную аппаратуру, средства безопасности, а делать это в исторических помещениях практически невозможно.

Все уже готово к открытию. Главная работа сейчас - с экспонатами, которые продолжают поступать в коллекцию и из-за рубежа, и из городов России. Один из недавних подарков - от питерского антиквара Сергея Ляха. Сломанная трость с серебряной ручкой и с автографом Тургенева, тоже отлитого из серебра, располагающегося по кругу тулова деревянной трости.

- Этот предмет для нас сейчас является загадкой, - рассказал Евгений Богатырев. - Но обязательно, думаю, он свою тайну раскроет. Но то, что он связан с Тургеневым или его близким окружением, очевидно.

«Это очаровательный колосс, нежный беловолосый великан, он похож на доброго старого духа гор и лесов, на друида и на самого монаха из «Ромео и Джульетты. Он красив какой-то почтенной красотой».

(Из дневника братьев Гонкуров, 1963 год).


ХОРОШИЙ ОХОТНИК И ПЛОХОЙ ПОЭТ

ДОСЛОВНО

Дмитрий БАК, директор Государственного музея истории российской литературы имени Владимира Даля:

- Много великих писателей в России, но Тургенев занимает особое место. Он - противоречивая, драматическая, скрытная фигура. Недаром Наталья Тучкова-Огарева назвала его «странный Тургенев». До сих пор огромный массив документов о нем находится за границей. Они периодически всплывают, и мы узнаем что-то новое. Нет ни одного автора, который еще до такой степени неосознан.