Ковбой печального образа
Утром 26 октября скончался Николай Караченцов. На следующий день знаменитому актеру должно было исполниться 74 года
«ОН ПРОСИЛ НЕ ПЛАКАТЬ»
Прощались уже будто второй раз. Первый был тогда, зимой 2005-го, после страшной аварии. Месяц в коме. Длительная реабилитация. Многие думали - не выкарабкается. И все же тогда Николай Караченцов победил смерть. Хотя больше не играл в театре и лишь время от времени появлялся на публике, о нем не забывали – по-прежнему любили, обожали. В прошлом году у актера диагностировали онкологическое заболевание. Сразу же начали лечение. А утром в пятницу его не стало – остановилось сердце.
«Я тебя никогда не забуду…», - процитировала Анна Большова слова из песни, которую Караченцов пел ей целое десятилетие в спектакле "Юнона" и "Авось". «Он был настоящим, азартным, харизматичным, классным, достойным, штучным...», - вспоминал Андрей Соколов. «Прощай, прекрасный Николай Петрович», - проводил коллегу Виктор Раков.
На прощании в театре "Ленком" звучали аплодисменты. В честь любимого актера, коллеги, друга – человека, который так любил жизнь, стремился заполнить каждое ее мгновение. Его вдова, Людмила Поргина, сказала: «Он просил вас всех не плакать».
Но все почему-то не послушались...
Караченцов родился в Москве. Отец - художник-график, мама - балетмейстер. Творческий путь был предопределен: в 1963-м он поступил в Школу-студию МХАТ, а после окончания его должны были зачислить в труппу художественного театра. Но вмешался случай: в тот момент в театре Ленинского комсомола была нехватка актеров - после увольнения оттуда Анатолия Эфроса труппа поредела… Лучших выпускников того года, в том числе и Николая Караченцова, распределили туда. Казалось бы административные неурядицы, а получилось - судьбоносное решение.
«МИЛЫЙ КОЛЯСИК»
С приходом в театр в начале 1970-х в театр Марка Захарова началась новая эра - и для "Ленкома", и для актеров.
- Такой был смуглый, энергичный мальчик, вспоминал свое знакомство с актером режиссер. – Я возлагал на него определенные надежды, но не предполагал, что вырастет такой человек, которого можно назвать артистом Божьей милостью.
Задумав ставить историю Тиля Уленшпигеля, режиссер тем самым заложил основы своего авторского театра, в котором ирония и абсурд идут рука об руку с высокой драмой. Главную роль отдал Караченцову: его Тиль - отчаянный, смелый, умный, бесшабашный. «Ты будешь вести себя в пути благоразумно? Не станешь задираться и паясничать? Не будешь кутить в каждой харчевне?», - спрашивала его Неле. И тот отвечал: «Нет. Стану. Буду». - «Вот и хорошо, тогда я за тебя спокойна».
Зрители штурмовали театральные кассы. Да что там, звонили драматургу Григорию Горину, который написал по пьесе Шарля де Костера сценарий к спектаклю, предлагали любые деньги - лишь бы увидеть дуэт Караченцова и Чуриковой на сцене.
- Прощай, мой милый, дорогой Колясик… Я не могу сказать, "он жил", потому что он для меня еще живет. Коля, даже если бы у него не было никаких званий, он – народный артист, - сказала Инна Михайловна.
Один за другим в репертуаре "Ленкома" появлялись, как сейчас говорят, блокбастеры - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» - в каждом блистал Караченцов. Все это были роли-долгожители. Графа Резанова Николай Караченцов играл больше двадцати лет. Менялись исполнительницы роли Кончиты – на смену Елене Шаниной приходили Инна Пиварс, Алена Хмельницкая, Анна Большова, главного героя играл он.
Фото: Wikimedia Commons
«МОЙ ПОЕЗД ЕЩЕ НЕ УШЕЛ»
Такими были и работы Караченцова в кино: в его фильмографии - и комедии плаща и шпаги, и детективы, и драмы, и ленты для детей - в общей сложности более ста ролей. Тут и бравый маркиз Рикардо из «Собаки на сене» со своей улыбкой до ушей и хитрозакрученными поклонами. И ковбой печального образа Билли из «Человека с бульвара Капуцинов», сменивший виски и драку на молоко и «фильму». И предприимчивый студент Бусыгин из «Старшего сына», и простоватый Василий из «Белых рос».
Эту картину режиссер Игорь Добролюбов снимал в Гродно и его пригородах. Частный сектор «нашли» в деревне Девятовка, а новенькие панельные девятиэтажки – на проспекте Строителей и Переселке. Местные жители снимались в массовке, но и после того, как эпизоды были отсняты, не спешили расходиться. Понаблюдать было за чем: герой Николая Караченцова не расставался со своей гармонью. Играл то лежа на асфальте, а то и выводил «Миллион алых роз», сидя в гнезде аиста! Рассказывают, что наверх по старому тополю актер взбирался сам, а вот обратно на твердую землю его доставляли с помощью пожарного крана.
Продолжение «Белых рос», вышедшее несколько лет назад, стало возвращением Караченцова на большой экран после аварии. Роль совсем небольшая, почти без слов. Но чтобы услышать, как он произносит: «Это я, Маруся. Я пришел», собралось огромное количество людей. Многие плакали, глядя на любимого актера: пусть это был лишь эпизод, все хотели воздать ему дань уважения.
ПРОЩАЙ, ДРУГ
Александр Калягин, главный режиссер театра Et Cetera
- Его сумасшедшая энергия обрушивалась и поглощала тебя, не попасть в плен этой актерской стихии было невозможно. Магия его актерского воздействия до сих пор не разгадана – особенный голос, темперамент, заразительность, но что-то было поверх всего этого. Раньше это называли магнетизмом.
Он так мужественно боролся за жизнь, что казалось, он победит свою болезнь. Но, увы, чудес не бывает. Коли больше нет с нами. Нам остались его роли, его фильмы, и, слава Богу, они живут, и будут жить, я уверен, еще очень долго.