По волнам нашей памяти
Экс-вокалист «Синей птицы», уроженец Гомеля Юрий МЕТЕЛКИН возвращает к жизни уникальные аудиозаписи. Материал из ноябрьского выпуска журнала «Союзное государство»
Экс-вокалист «Синей птицы», уроженец Гомеля Юрий МЕТЕЛКИН возвращает к жизни уникальные аудиозаписи. Материал из ноябрьского выпуска журнала «Союзное государство». Фото:wikimedia.org
ПРИДУМАЛ РАДИО ПО ПУТИ В ГОМЕЛЬ
Белоснежная собачка Парамоша добросовестно обтявкала нас с фотокором и тут же улеглась, чтобы дать себя погладить. Пуфик, на котором она обитает, лежит возле стопки картонных коробок с пленками. Так что мы тут же уперлись взглядом в одну из подписей: «Май 1984 года, скорость 9, Вульф о Бабановой».
- Ну давайте, ребята, покажу, что я с этими пленками делаю, - хозяин Юрий Метелкин усаживается в кресло у монтажного столика. - Это надолго.
Есть. Мы же знали, куда идем: к человеку, который дни и ночи посвящает тому, чтобы вытащить из архивной пыли, подклеить, перемотать, оцифровать и выставить на созданный им еще в 2008 году сайт «Старое радио» записи. Денег за это, сразу скажем, не берет. За все эти «Радионяни» и «С добрым утром», музыкальные радиоспектакли и записанные не для широкой публики театральные капустники.
- Купил дачу, чтобы вывозить маму на лето из Гомеля. Ей уже 94 года сейчас. Дочка у меня была маленькая, и когда я брал ее с собой к бабушке, то ставил в машине на кассетах сказки.
А для себя - радиоспектакли. Так набралась целая коллекция - больше 1,5 тысячи произведений. Я сам оцифровывал, переписывал их. Тогда подумал: а что я буду делать на пенсии? Ну вот сейчас у меня есть работа, мы тогда с партнером занимались поставкой лекарств, а дальше что? Так придумался проект «Старое радио».
ГОНИ В РЕСТОРАН! ПЕТЬ БУДУ
- Лекарства - это способ заработка в 90-е. А в 70-е вы зарабатывали песнями, были солистом «Синей птицы». А что потом?
- У меня в голове были западные образцы музыки, я стремился к их школе вокала. Устроился петь с одной музыкальной группой в загородный ресторан, куда приезжала партэлита и тогдашние теневые бизнесмены (официальных тогда не было), которым надо было где-то гульнуть.
Через год мне все это надоело. Стал искать новые места и забрел в ресторан «Гавана» на Ленинском проспекте. Увидел там прекрасный состав под управлением известного джазового пианиста Габиля Зейналова.
Подошел и говорю: вам вокалист не нужен? «Ну спой». Спел одну английскую вещь. И они говорят: завтра выходи. После этого 12 лет каждый день летел на работу!
«ДОМ СНОСЯТ, ПЛЕНКИ ПРОПАДАЮТ...»
«Старое радио» с его 30 - 40 тысячами радиослушателей в сутки давно живет в мире своих поклонников. Они порой шлют на почту staroeradio@mail.ru сигналы SOS. Недавно в Сергиевом Посаде: «Юрий Иванович, завтра будут ломать двухэтажный дом. А я мимо шла и через пустые окна увидела разбросанные пленки!»
Метелкин рванул по адресу. Там, среди залежей брошенного скарба, валялось штук 60. Обнаружил передачи 60-х годов, о существовании которых даже не догадывался. На них детей учили искусству фотографии.
Так же нечаянно при работе с архивами Центрального дома актера нашлись три записи создателя Камерного театра Александра Таирова. До сих пор считалось, что голос его навсегда утерян.
- Какая у вас самая старая запись?
- Есть первая фонограмма Марии Ермоловой 1896 года, записанная на восковом фоновалике.