Композиторы не пишут в стол
XIII Международный фестиваль Юрия Башмета в Минске открыли премьерой двойного концерта для альта и фортепиано с оркестром «Ландшафты исчезающей памяти» композитора Валерия Воронова - уроженца Москвы, который вырос в Беларуси
«ПИФИЙСКИЕ ИГРЫ» И «ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ»
Произведение исполнил сам Юрий Башмет вместе с пианистом и дирижером Ростиславом Кримером. Им двоим и посвятил произведение композитор.
Валерий Воронов сейчас живет в Германии. Хотя, как многие люди искусства, он скорее гражданин мира. Его сочинения становятся событиями в культурной жизни разных стран. Личные и творческие связи он не порывает с обеими родинами.
- С Юрием Башметом дружим несколько лет. Познакомились благодаря моему давнему другу, пианисту Ростиславу Кримеру, худруку Международного фестиваля Юрия Башмета в Минске, - рассказывает «СВ» Валерий Воронов. - Юрий Абрамович любит новую музыку: каждый год проходят премьеры концертов, написанных специально для него. В феврале на Зимнем международном фестивале искусств в Сочи состоялась премьера концерта для альта с оркестром, сейчас в Минске - премьера двойного концерта. Для меня это большая честь.
Минский фестиваль я ставлю в один ряд с «Пифийскими игры», которые в Санкт-Петербурге организует композитор Борис Филоновский. С 2002 года это состязание композиторов проводили, по-моему, раз двенадцать. Оно анонимное, четырежды я в нем участвовал и дважды побеждал. Со многими коллегами подружился именно там.
- Ваши произведения в театре можно услышать?
- Я сочинял музыку к спектаклям Театра-студии киноактера в Минске, Белорусского республиканского театра юного зрителя. В Германии было несколько театральных работ. Забавная история получилась с певицей и режиссером Светланой Бень. Специально для нее написал на стихи Николая Олейникова вокальный цикл «Из жизни насекомых», который стал отдельной постановкой. Специфическая музыка, рассчитанная на определенного человека в образе. Спектакль побывал на нескольких хороших фестивалях, прошел в Санкт-Петербурге. Скоро его покажут в Москве в Театрально-культурном центре имени Мейерхольда. Билетов, правда, уже не купить.
Если говорить о творчестве: мне нравится, когда режиссер не работает со мной как с актером, ведь я не артист, не исполнитель. Мне можно сказать: хотим здесь услышать вот то и вот это - я напишу, что требуется. Совсем другое отношение.
ВДОХНОВЕНИЕ - НЕ БЕДНАЯ РОДСТВЕННИЦА
- Правда ли, что вы не сочиняете «в стол»?
- Талантливый композитор, который всю жизнь живет один и только и делает, что пишет, чтобы когда-нибудь его ноты нашли потомки и восхитились, это миф. Можно уходить в творческий отпуск, в запой... Но потом человек возвращается. Ипохондрия, мизантропия, отсутствие веры в свои силы - путь в никуда.
Еще один миф - о композиторе, который лежит на диване и к нему приходят какие-то идеи. Нет же! Идеи появляются в общении с инструментом и со звуком! Если вам кажется, что композитору или поэту что-то само в голову прилетает, а он это только записывает, вы ошибаетесь. Чайковский говорил, что вдохновение - это не частная гостья и не бедная родственница. Музыку надо писать, как сапожник шьет свои сапоги. Он сам так и работал - по шесть-семь часов. Потому и профессию композитора надо иметь как главную, иначе невозможно ничего стоящего создать. Ну или сможешь, но мало. Крупное сочинение требует кропотливости, труд композитора - тяжелый.
В Германии в реестре художественных профессий композитор занимает первую строчку. В Беларуси и в России наша профессия официально не существует с 1991 года, с распада СССР. А ведь советская система в этом отношении была очень хороша. Чуть ли не единственная система в мире, которая настолько поощряла творческих людей. Хотя услышал недавно от голландского коллеги, что у них тоже сильно изменилось финансирование в культуре. Например, в 1970-е годы в Нидерландах закупались все картины, которые писали голландские художники. Потом финансирование урезали, потому что исчезла конкуренция с Советским Союзом и стимулировать собственное искусство уже не надо было. Интересная вещь, я не знал.
СЕМЬЯ ВОЕННЫХ
«Возили по всей стране старое немецкое пианино»
- Когда и откуда родилась тяга к музыке?
- Без понятия. В семье музыкантов нет, папа был военным до 1990 года. Мы переезжали: Москва, Дальний Восток, Сахалин. Потом вернулись в Москву, переехали в Минск. Для семей
военнослужащих - типичная судьба. С нами ездило старое немецкое пианино Förster - оно дома до сих пор стоит, уже в нерабочем состоянии. Выбросить или
что-то с ним сделать совершенно нельзя, потому что это святое.
Помню в детстве лекции Светланы Виноградовой и Жанны Дозорцевой в зале Чайковского... Первую пьесу я пытался сочинить лет в восемь. Ничего не получилось. Потом эти ноты разрезал и подклеивал ими книги. С двенадцати стал серьезно заниматься сочинением музыки. Для себя решил, что буду композитором. Даже не знаю почему, но твердо и осознанно.
- Где композитор находит вдохновение?
- В дороге, путешествиях, смене образов. Если я долго работаю над каким-то сочинением, нужно потом от него отдохнуть. Сменить картинку перед глазами. Не пью, не умею кататься на лыжах, поэтому - путешествую. Много деловых поездок, но не так, как у некоторых артистов, когда в плотном гастрольном графике они толком не видят, где находятся. Иногда приходится подолгу жить в гостиницах. Не жалуюсь: это часть моей работы. К этому стремился. Композитор занимается не только музыкой - не менее важен и контакт с людьми. Объяснение, разговор с публикой, с исполнителями, убеждение их в своей правоте.