Дом, где ждет «час тишины»
Всего месяц назад после долгой реконструкции открыл двери один из самых интересных музеев Могилева - художника Бялыницкого-Бирули. А по случаю Форума регионов всех горожан ждал сюрприз. Сюда привезли шедевры из Третьяковки
ПРОЩАНИЕ С ЛЕСАМИ
Больше пяти лет этот породистый, лаконичный по архитектуре двухэтажный особняк с мансардой на Ленинской улице стоял укутанный в строительные леса. Когда-то здесь вели переговоры императорские особы, решались судьбы государств, затем строение передали под библиотеку и музей. И вот 1 сентября этого года оно пережило второе рождение.
Здание обновили целиком. За эти годы на реконструкцию ушло больше трех миллионов белорусских рублей (или почти сто миллионов российских).
- Музей отремонтировали в соответствии со всеми европейскими стандартами выставочного дела. Мы получили новое прочтение концепции экспозиции не только в Беларуси, но и на международном уровне, - рассказала Светлана Строгина, заведующая филиалом Национального художественного музея Беларуси в Могилеве. - Четко соблюли архитектурные элементы памятника архитектуры конца XVII века. Все наносное, что было сделано или пристроено в XX веке, ушло. И получилось красивое интерьерное пространство со сводчатыми потолками.
Но работы коснулись не только внешнего вида. Начинка музея стала суперсовременной. Во всех залах установили системы климат-контроля и пылеулавливания, улучшили освещение, поставили новую мебель, выставочное и мультимедийное оборудование. И грабители благодаря системе видеонаблюдения не страшны.
Теперь на первом этаже меняются временные экспозиции. В мансарде проводят мероприятия, встречи, лекции. А вот постоянная выставка картин Витольда Бялыницкого-Бирули обосновалась на втором уровне. Одно из ключевых его произведений - «Час тишины. Озеро Удомля». В 1911 году работа получила золотую медаль на выставке в Мюнхене.
- Это был первый серьезный успех Витольда Бялыницкого-Бирули и его признание на международном уровне, - продолжила Светлана Строгина. - Произведение раскрывает его как тонкую философскую натуру с необыкновенным отношением к природе, живописи и, безусловно, характеризует как человека, который уже нашел творческий путь и свое лицо, отличающее его от многих-многих художников-живописцев того периода.
В этом же зале расставлена историческая мебель Бялыницкого-Бирули. Некоторые стулья он сконструировал собственными руками. Занимался этим прямо в своей мастерской на даче «Чайка».
![Дом, где ждет «час тишины» Дом, где ждет «час тишины»](/upload/medialibrary/12c/sv14_1710_muzeyNEW_200.jpg)
ВЕРНУЛ АВАНС ЗА ПЯТИГОРСК
Незадолго до начала Форума регионов, 11 октября, на первом этаже музея открылась выставка Национального художественного музея Беларуси и Государственной Третьяковской галереи. Привезли произведения коллег и друзей Витольда Бялыницкого-Бирули: Исаака Левитана, Игоря Грабаря, Константина Юона, Станислава Жуковского и других. Все они часто гостили на его даче «Чайка» в Тверской области. Вместе работали на пленэрах. Изюминка привезенной коллекции - одна из известнейших работ Исаака Левитана «Над вечным покоем», которую он написал как раз недалеко от легендарной дачи белорусского художника.
Но, пожалуй, главный экспонат выставки - работа самого Бялыницкого-Бирули «Из окрестностей Пятигорска». Она впервые приедет в Могилев.
Это произведение художник создал, будучи студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. На летние каникулы уехал к брату Александру в Минеральные воды и сразу взялся за этюды. Получившуюся работу назвал «Из окрестностей Пятигорска». Полотно представил на ученической выставке.
- Так получилось, что эту экспозицию посетил знаменитый меценат Павел Третьяков, - вспомнила историю Светлана Строгина. - Внимание знатока-коллекционера сразу привлекла работу начинающего художника. Он ее приобрел. Причем денег дал гораздо больше, чем обещал сначала. Бялыницкий-Бируля, конечно, был смущен и не мог дождаться утра для того, чтобы вернуть деньги. Но, когда встретил Третьякова и попытался разобраться в этой неясности, тот ему ответил: «А это, молодой человек, аванс на ваши будущие произведения». Художник, как видим, не подвел, подарил миру еще много прекрасных картины.
![Дом, где ждет «час тишины» Дом, где ждет «час тишины»](/upload/medialibrary/7ba/sv14_1710_kartina2_100.jpg)
![Дом, где ждет «час тишины» Дом, где ждет «час тишины»](/upload/medialibrary/0d8/sv14_1710_kartina_150.jpg)
ИНТЕРЕСНЫЙ СЛУЧАЙ
Переодетый император
До того как стать художественной галереей, особняк успел сыграть важную роль в судьбе России и Беларуси.
Здание, в котором в наше время располагается музей, построили в конце XVII века. В начале XVIII века дом числился как собственность старинного купеческого рода. Хозяева гордились: его даже признавали лучшим каменным строением Могилева. В 1780 году в этих стенах произошло важное событие в истории наших государств.
Сюда пожаловал император Священной Римской империи Иосиф II. Он любил путешествовать по миру инкогнито. В этот раз под вымышленным именем «графа Фалькенштейна». Ехал в Могилев из Киева. Дорога шла лесом. Для того чтобы не привлекать внимания, император отказался от охраны, но его ею все равно обеспечили. Завуалированно. Генерал-губернатор Малороссии установил войска вдоль всего пути следования Иосифа II. Правда, со стороны это выглядело, будто ведутся учения.
Прибыв в Могилев, император остановился в доме, где ныне расположен музей. И 24 мая 1780 года встретился тут с Екатериной II. Его представил императрице князь Потемкин.
«Она была прекрасна, - писал про Екатерину в дневнике Иосиф II. - Все польское дворянство на конях: гусары, кирасиры, бездна генералов, окружавших ее. Наконец, она сама в двухместной карете со своей камерфрейлен Энгельгардт».
Собрались они, конечно, не просто так - обсуждали сложный политический вопрос раздела Речи Посполитой. 29 мая Екатерина и Иосиф уехали из Могилева. Император, как свидетельствует местная хроника, оставил хозяину дома на память два портрета: свой и матери.
С 1815 года и до установления cоветской власти в здании размещалось Могилевское дворянское депутатское собрание. А в 1918 году сюда въехала библиотека. В середине XX века дом был одним из зданий Педагогического института. В нем жили преподаватели филологического и биологического факультетов. 24 декабря 1982 года здесь открыли первый мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству Бялыницкого-Бирули.